Дизайнер интерьеров, основатель и арт директор студии Designic
Телеграм-канал экспертаПрогулки по улицам вдоль украшенных предпраздничных витрин давно стали для меня чем-то вроде традиции коллекционирования эмоций и образов — канун Нового года и Рождества, конечно же, один из самых ярких сезонов подобной «охоты». В разгар цифровой эпохи витрины не только остаются концептуальным рупором брендов, но и все глубже проникают в структуру эмоционального дизайна улиц, — превращая городское пространство в настоящий каталог образов под открытым небом. Дизайнеры стремятся не просто привлечь наш взгляд, но и удержать внимание, заставить остановиться на мгновение и всмотреться — даже если вы торопливо проходите мимо в морозный декабрьский вечер. В цветах, деталях и концепте витрины бренды рассказывают истории и мифы, словно приоткрывая двери в свою секретную «Нарнию».
Витринный контекст
Идея организации остекленных демонстрационных пространств в магазинах распространилась по миру в середине XIX века, — товары, ранее размещенные в магазинных кулуарах, превратились в настоящие экспонаты, освобождая продавца от бремени без продыху описывать, показывать, а после этого еще и вновь прятать товары по прежним местам. Такая возможность открылась вместе с разработанной в 1840-м году технологией изготовления гигантских стеклянных поверхностей, позволившей витринам стать яркими и сложными по дизайну.
Универмаги вроде Le Bon Marché в Париже и Selfridges в Лондоне показали миру, что витрина может стать зрелищной театральной сценой, вмещающей в себе не только товары, но и смыслы. Основатель легендарного лондонского универмага Гордон Селфридж, к слову, был первым, кто принял решение оставлять подсветку витрин даже в ночное время, превратил здание в круглосуточную инсталляцию, которая приковывала внимание и оставалась в памяти горожан.
Один из исторических моментов хорошо показан в сериале Mr. Selfridge от Netflix. В одной из сцен герой предлагает выложить перчатки на прилавок, чтобы их можно было разглядеть и потрогать, вместо того чтобы просить показать каждую пару отдельно. Это становится важным инсайтом: магазин должен быть удобным для покупателей, что и легло в основу нового формата универмагов.
Витрина и искусство
В первой половине ХХ века витрины неожиданно стали творческим пространством для молодых художников — ведомые духом авантюризма и желанием преобразить мир вокруг, они стремительно выходили из андерграунда и оказывались прямо на городских фасадах. Один из самых нашумевших примеров такого соприкосновения искусства с капитализмом стала коллаборация нью-йоркского универмага Bonwit Teller и Сальвадора Дали.
Художник принял предложение по созданию двух витрин и, конечно же, использовал его как возможность для пропаганды сюрреализма — представленная им инсталляция под названием Nargiz оказалась настолько шокирующей, что тротуар возле универмага неделями был переполнен любопытными горожанами, а администрация ежедневно получала многочисленные жалобы. Вскоре витрину, положившую начало американской школе витринистики, решили демонтировать под давлением общественности.
Так вот, возвращаясь к вступительному слову, канун Рождества — по-настоящему прекрасное время, когда витрины городов расцветают в едином творческом порыве. Какие образы актуальны для витринистики прямо сейчас и чем они могут удивить даже самого искушенного зрителя, покажу на примере нескольких шедевров, украшающих рождественские улицы больших городов в этом сезоне.
Величественный Louis Vuitton в Нью Йорке
Начну с самой масштабной рождественской инсталляции, созданной на фасаде нью-йоркского Louis Vuitton на 57-й авеню. Бренд превратил свой флагманский магазин, находящийся на многолетней реконструкции, в гигантскую инсталляцию, которая «оживает» в определенные часы, представляя зрелищное шоу. Окруженная небоскребами шестнадцати метровая башня, собранная из легендарных сундуков Courrier Lozine 90, словно сама превратилась в одну из высоток.
Несмотря на реконструкцию здания, Louis Vuitton продолжает принимать клиентов во временном помещении здесь же на 57-й улице — здании в стиле ар-деко, украшенном чудаковатой инсталляцией в духе праздничной карусели с движущимися фигурками животных, мерцающей подсветкой и переливающимися монограммами. Зрелище настолько волшебное и завораживающее, что, уверена, способно разбудить лежащую в дальнем уголке памяти детскую радость в каждом.
Сэр Cartier в Лондоне
Используя классические для британского глаза цвета и формы, лондонский флагман Cartier в этом году обращается к самому глобальному, что может представить человеческий ум — вселенной подарков! Космическое торжество роскоши в виде позолоченных орбит, по которым парят узнаваемые бордовые футляры со сверкающими в них звездами, вызывает у каждого проходящего мимо свои сказочные и восторженные ассоциации. В остальном — классическая рождественская палитра: румяная подсветка, обвитые гирляндами композиции из хвои, расставленные вдоль первого этажа, в общем, вечная английская классика!
Сентиментальный Dior в Париже
Dior превратил фасад своего парижского бутика в настоящую рождественскую сказку. Фасад всего здания украшен наивными, выполненными в виде елочных игрушек, архитектурными символами города и отсылающими к истории бренда предметами гардероба, соседствующими с переливающимися в рождественской иллюминации звездами.
При всем изобилии деталей витрина и фасад сохраняют привычную для бренда сдержанность и благородство, тем не менее, вполне прямолинейно обращаясь к простому, а если точнее — детским воспоминаниям и счастью.
Утонченный Loewe в Мадриде
Арт-коллаборация Loewe с японским керамистом Суной Фудзита (Suna Fujita) подарила Мадриду настоящую жемчужину! Концепция рождественской витрины построена вокруг одного из главных образов в творчестве Фудзиты — моря и бесчисленного разнообразия наполняющих его созданий. По-детски невинно интерпретируемые мастером атрибуты морских глубин, где синий цвет и световые блики играют на контрастах, создавая фантастическую атмосферу скрытого подводного мира.
Причудливые персонажи на фасаде словно выпрыгнули из стен магазина, где волшебный бестиарий из панд, пингвинов, лемуров, выдр, корней мандрагоры и их друзей-людей переносится с керамических творений Фудзиты на сумки, одежду и аксессуары.