Человечество, видимо, все-таки будет жить в фаланстерах, как мечтал Фурье, великий прожектер и, между прочим, автор термина феминизм. Ни одна фаланга, построенная его последователями, не продержалась больше двух лет, но сама идея оказалась удивительно жизнеспособной и все время возвращается. Сейчас — в форме набирающего популярность феномена common living.
Что это такое? Благоустроенное общежитие, в котором у каждого арендатора есть собственная комната, а кухня и рабочая зона — общие. Где всем гарантируется порядок и безопасность, бесплатный кофе или чай, утренняя йога и скоростной интернет.
Коливинги растут по всему свету, как грибы, но наибольшее распространение получили в США, где быстро стали не просто вариантом дешевого жилья, но образом жизни. Жить в кругу единомышленников, таких же, как ты программистов или стартаперов, иметь возможность сегодня же вечером обсудить с ними свежую идею, устроив мозговой штурм на общей кухне — для многих хорошая перспектива.
Коливинги — еще и неплохой бизнес. Одним из первых это понял американский стартапер Том Каррьер, в 2014 году основавший Campus. Два года спустя открыла новое подразделение компания WeWork, один из самых успешных стартапов в мире. В коливинге WeLive на Манхэттене можно снять отдельную студию за 3050 долларов в месяц или комнату на четверых, которая будет стоить 7600.
Если вы обратили внимание на стоимость аренды, вы абсолютно правы. Именно здесь нужно искать причину тому, что коливинг в России пока не стал популярной формой жизни. Три тысячи долларов в месяц или даже 49 000 рублей (за эту сумму предполагал сдавать свои комнаты московский Colivium) — для молодых российских программистов и стартаперов, приехавших в Москву из других городов, многовато, даже с учетом бесплатного кофе на общей кухне. Возможно, именно поэтому проект Colivium, который должен был открыться нынешней осенью и уже объявил на своем сайте адреса домов, где могут поселиться молодые профессионалы, заморожен на неопределенный срок.
Еще одна сеть, StartUp CoLiving, официально стартовала год назад, но все еще отрабатывает бизнес-модель. По словам ее основателя, Александра Черниговцева, StartUp CoLiving — скорее клуб, сообщество людей с активной жизненной позицией, которые хотят меняться сами и менять жизнь вокруг, и коливинги создаются под конкретные запросы: люди собираются в мини-группы по интересам.
Как и у фаланг, которые пытались создать фурьеристы, у российских коливингов проблемы со стартом и с финансами. Чтобы снизить расходы на организацию беспроблемного быта, проще всего выкупить целиком здание или хотя бы пару этажей, но для этого нужны серьезные вложения, на которые никто пока не готов, хотя эксперты рынка недвижимости соглашаются, что у коливингов большое будущее.
Как полагает Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», в обеих российских столицах есть те же предпосылки для их развития, что и в крупных западных городах — острая нехватка доступного по цене жилья, дорогостоящие кредиты, не позволяющие молодым специалистам приобретать квартиры, и чрезмерная концентрация деловой и культурной жизни в центре города. Получается, что работать нужно в центре, а жить — на далекой окраине, ежедневно тратя на дорогу два-три часа.
Но дорогая аренда жилья в центре — тоже не вариант.
«В России аренда — это вынужденная стратегия, а не полноценный формат жизни, — объясняет Мария Литинецкая. — Отсутствие социальных и трудовых гарантий не делает привлекательным вариант пожизненной аренды жилья, как это устроено, к примеру, в Германии. Поэтому более-менее платежеспособная аудитория скорее вложится в ипотеку полноценной квартиры или отдельной малогабаритной студии (что будет стоить примерно 30-40 тысяч рублей в месяц), вместо того чтобы арендовать комнату в coliving по сопоставимой сумме». По мнению эксперта, авторам российских проектов в области coliving, которые рассчитывают привлечь аудиторию высокооплачиваемых специалистов (молодых и одиночек), придется сместиться в более бюджетные сегменты.
Но есть еще один путь — соединить вполне традиционный способ владения жильем с творческой атмосферой коливинга. Именно так и поступили создатели творческого комьюнити «Деревня» в Можайском районе (поселок нового формата от команды Дизайн-завода Flacon). Любой желающий может купить в «Деревне» участок по цене 60 000 рублей за сотку (часть этих денег пойдет на развитие инфраструктуры) и принять участие в создании сообщества, формирующего новую культуру загородной жизни. В советских дачных поселках, правда, все это уже было, и новая культура жизни, и мероприятия, и лекции с мастер-классами, но почему бы не повторить то, что всем подходит.
Текст: Татьяна Филиппова