В XX веке существенно изменились как принципы архитектурного конструирования, так и представления о красоте. Благодаря новаторским идеям архитекторов-модернистов на первый план вышли такие материалы, как бетон, сталь, необработанный камень и разнообразные композиты. Особенное значение эстетике неровных поверхностей и грубых форм придавали бруталисты второй половины XX века. Суровую красоту бетона они демонстрировали в строгой монохромности фасадов и скульптурных колонн, медитативном ритме квартир-ячеек, неожиданном изяществе монолитных пандусов, козырьков и лестниц.
Этот выразительный стиль до сих пор вдохновляет архитекторов и дизайнеров интерьера. Например, мексиканский скульптор Педро Рейс (Pedro Reis) оформил свой дом в Мехико, оставив стены, потолки, лестничные парапеты и другие поверхности нарочито неровными, а пол вымостил фактурной каменной плиткой. Даже библиотека в его доме представляет собой шкафы-ниши с бетонными полками и перегородками. Другой мотив, который переживает внезапное возрождение, — бетонные и кирпичные декоративные решетки, которые применяются для отделки фасада, вентиляции и просто для украшения. В отделке стен и потолка барселонского ресторана Disfrutar использовано сразу несколько типов керамических ячеек разной формы, рисунок которых напоминает фасады бруталистских зданий.
Во многих интерьерных проектах интерес к грубым поверхностям соседствует с еще одной заметной тенденцией последних лет — модой на ремесленные, «крафтовые» материалы и техники. Так, украинский декоратор Сергей Махно отделал стены своей киевской квартиры глиной, получив шероховатые поверхности, которые напоминают традиционные мазанки. В мадридском шоу-руме Malababa дизайнеры Ciszak Dalmas тоже использовали для отделки глину и специальные скребки, с помощью которых начертили неровные рифленые узоры.
Предметные дизайнеры не отстают и в открытую говорят о своей любви к бруталистской эстетике. Так, британка Кия Утзон-Франк вдохновилась архитектурой комплекса Барбикан (Лондон, 1982 год) и придумала десерты в форме шаров, полусфер и кубов в серо-коричневых тонах, а бренд Murals выпустил коллекцию фотообоев с изображением архитектурных деталей известных построек в стиле брутализм.
Из бетона вот уже несколько десятилетий продолжают делать самые разные предметы обстановки — от кофемашин и светильников до кроватей, кресел и столов. Талантливая молодежь, однако, обходится с материалом более фривольно, чем их принципиальные предшественники. Голландец Иван Пол предложил карамельные цветовые комбинации для бетонных смесей, а также разработал дизайн фигурной бетонной плитки. Для своей недавней инсталляции Pertified Carpets дизайнеры из студии Ossidiana смешали цветной бетон и мраморную крошку и создали монолитные предметы, в которых пастельная окраска эффектно контрастирует с грубой фактурой.
Спонтанность, экспрессия и чувственность неровных поверхностей и неправильных очертаний привлекает современных дизайнеров, работающих в самых разных техниках и стилях. Сюда можно отнести и примитивистские деревянные предметы Дениса Милованова, и бугристые объекты-скульптуры норвежца Сигве Кнутсона, и яркую пузырящуюся мебель американца Криса Шанка (Chris Schanck).
Новая философия красоты заинтересовала критиков, кураторов и коллекционеров. Этим летом в Музее дизайна Гента на выставке Poeme Brut были собраны авангардные предметы с брутальной поверхностью и аморфными формами. Тяжеловесные, отлитые из металла предметы Кванго Ли (Kwangho Lee) и Ферриоля Бабена (Ferréol Babin) соседствовали с табуретами из обработанного песком дерева Лизы Эртел (Lisa Ertel) и фантазийной керамикой Formafantasma. Тактильные свойства экспонатов кураторы воспринимают как выражение «поэзии дизайна», а эксперименты с материалами, структурой и техникой обработки противопоставляют глобализации и коммерциализации дизайна.
В Лондоне, Париже и Нью-Йорке галереи коллекционного дизайна проводят выставки дизайнеров и скульпторов-концептуалистов, стирающих границу между дизайном и искусством. Дизайнерам уже не хватает просто бетона и других по определению брутальных материалов: они сами создают удивительные гибриды и разрабатывают новые составы. Датчанин Стайн Миккельсен делает свои тактильные светильники и вазы из смеси гранитной крошки и клея, олова и кусочков железа. Дизайнеры из студии Furthermore вспенивают в специальных формах алюминий и жидкую керамику, получая необычные пористые предметы. Британка Лара Бохинс (Lara Bohinс) покрывает светильники из металлических прутьев новым композитным материалом Jesmonite, состоящим из гипса, цемента и акриловой смолы.
В апреле на Миланской неделе дизайна братья Ронан и Эрван Буруллек (Ronan & Erwan Bouroullec) показали необычную сторону стекла: отлив его в деревянную форму по старинной технологии, они создали серию фактурных ваз Alcova. Соединяя традиции и технологии, новый брутализм противопоставляет естественность неидеальных форм виртуальной реальности современного мира.
Текст: Ксения Ощепкова