Компьютерное моделирование, новые технологии, 3D-принтер, цифровой дизайн... Какие ассоциации у вас возникают? Мне долгое время представлялись некие безжизненные предметы, не имеющие ничего общего с эмоциональным, близким, желанным и обладающие лишь двумя плюсами — такими, как легкая тиражируемость и доступность. Еще бы! Ведь производство стола или даже здания на 3D-принтере занимает считаные часы. А как же тепло рукотворной работы мастера?
А шершавая поверхность старого дерева? Ведь когда-то именно из-за нее я купила огромный обеденный стол в свою квартиру и строго запретила покрывать его защитным маслом. Мы и так слишком компьютеризированы и, как поется в одной известной песне, «загружены в матрицу». Мы стоим в электронных очередях за электронными билетами, считаем виртуальных друзей, а наши дети играют в планшет.
Пусть даже сидя за тем самым шершавым столом. В кинематографе появился не один сценарий устрашающего цифрового будущего. Но так ли все бесчеловечно, как кажется? Я постаралась сама себе ответить на этот вопрос. И знаете что? При близком знакомстве с конкретными примерами дизайна абсолютно четко почувствовала: за любой созданной при помощи компьютера вещью стоит человек. Всегда человек, а вовсе не бездушные машины создают новые ткани, обои, керамику.
А компьютерные технологии являются лишь инструментами, пределы которых нам еще не известны. Приведу несколько блестящих примеров внедрения новых технологий в разные области дизайна, в которых мы отмечаем большое внимание к человеку, чувствам, мыслям. Не так давно голландский бренд Moooi Carpets полностью переосмыслил подход к производству ковров, создав уникальный принтер для их печати. Огромная машина производит модели с поразительной четкостью изображения неограниченно больших размеров — хоть на всю поверхность пола гигантского офиса.
Изображения переносятся на гладкие, рельефные и даже на длинноворсовые ковры плотностью пятьсот тысяч ворсинок на квадратный метр. Очень интересны работы Франческо Меда и Себастьяно Този. Они выпустили коллекцию цифровых ковров, которые переносят нас в места, еще не исследованные человеком. Естественные рельефы и ландшафты дикой природы печатаются в любом формате, не имеют швов и ограничений по размерам — перед нами пример совершенного союза промышленного производства и «природы-матушки».
Другая невероятная коллекция, представляющая собой попытку создания собственной вселенной, — обои «Перевернутые пространства». Компания Calico Wallpaper и студия BCXSY (дизайнеры Боаз Коэн и Саяка Ямамото) выпустили их на основе снимков космического агентства NASA. Панно с необыкновенно качественными изображениями и эффектом мерцания золотой пыли приковывают к себе внимание, дают возможность изучения космических пространств, открывая перед нами очарование бесконечности.
Парадокс в том, что, погружаясь в новые технологии цифровой техники, мы оказываемся ближе к природе, нам становятся доступны ранее неведомые уголки окружающего мира. Дизайнер Патрисия Уркиола создала коллекцию ковровых покрытий, в которых ремесленные мотивы за счет компьютерных программ получили новое прочтение и обрели другой масштаб. Посмотрите, как тонко дизайнер Филипп Малуин исследует новые возможности привычных материалов, насколько поэтичны его вазы из МДФ.
Перед нами примеры того, как компьютерные технологии позволяют имитировать ручной труд, призывают нас взглянуть на него под другим углом, заново открыть его для себя и вдохновиться.
Интересен результат сотрудничества дизайн-студии Unfold и компании поставщика услуг 3D-программирования и печати Materialise. В основе сложной формы их объектов Skafaldo лежит сетчатая структура, автоматически сгенерированная компьютером. Что мы видим?
Проблема соединения двух разных материалов и объемов решена виртуозно. Меня подкупает идея совмещения ручного труда и цифровой печати. Аксессуары, созданные в рамках проекта The Transaction Project той же студии Unfold совместно с керамистом Джонатаном Кипом и художником Чарльзом Стерном, представляют собой сочетание напечатанной на 3D-принтере керамики и традиционного выдувного стекла.
Мастера уверяют, что подобное сочетание материалов стало возможным только благодаря 3D-технологиям. Другой мой кумир — Джессика Смарш.
Вот кто дизайнер будущего! Ее удивительно мягкие пледы с необыкновенным рисунком в стиле этно — вовсе не орнаменты из прошлого. Созданная ею программа преобразует движение тела в узор, а затем передает его на ткацкий станок. Перед нами союз компьютерного разума и тела человека.
Не оставляет равнодушным и серия пластичных ваз Vanitas, созданных дизайнером-психологом Биргит Северин. Она работает с резиной и 3D-принтером, путем литья и моделирования произвольной формы получает текучую матовую поверхность, которая символизирует собой скоротечность жизни, неизбежность и красоту увядания.
И, конечно, мой любимый дуэт Alissa + Nienke. Их коллекцию «Подвижных обоев» точно не назовешь безжизненной. Необыкновенные покрытия, изменчивые, словно водная рябь, реагирующая на ветер и игру отражений солнца, — результат исследований биологической обратной связи, когда данные человека, например, уровень стресса, переводится в осязаемые движущиеся поверхности. На наших глазах возникают новые средства взаимодействия человека и пространства, в котором он находится. Все это примеры того, что новые технологии раскрывают индивидуальность человека.
Они не отвергают ремесло, а заимствуют и дополняют его. Меняют свойства материалов, делая металл текучим, а камень невесомым. Создают чарующую иллюзию хрупкости и неустойчивости надежных конструкций. И главное — помогают нам изучать мир и самих себя через создание новых уникальных вещей. Привет, будущее!