«Ателье ковров Евгения Шутко» представляет экспозицию авторских гобеленов и шпалер, созданных ведущими текстильными художниками России. Произведения текстильного искусства дополнены коллекционными предметами из стекла Venini, в том числе работами Карло Скарпы (Carlo Scarpa), и авторской керамикой московской мастерской DirtyHands.

Экспозиция шпалер и гобеленов в «Ателье ковров Евгения Шутко»
Фото
Кристина Никишина
Евгений Шутко
Евгений Шутко
дизайн

«Ателье ковров Евгения Шутко»

Личный сайт

О новой концепции — основатель галереи Евгений Шутко

Я основал свое производство ковров ручной работы шесть лет назад. За прошедшее время мое производство и галерея получили достаточно широкую известность в дизайнерской среде. Но останавливаться на достигнутом неинтересно, и за последний год я решился расширить «репертуар» галереи, обогатив его новыми образцами ткаческого искусства.

Экспозиция шпалер и гобеленов в «Ателье ковров Евгения Шутко»
Сергей Гавин. «Фуга». 2015.

Толчком к этому стало общение со специалистами Строгановки, среди которых я повстречал ряд художников, посвятивших свою жизнь созданию гобеленов и шпалер. Надо сказать, что у этого древнего вида декоративно-прикладного искусства есть несколько особенностей. По сути гобелен — это тип безворсового ковра. Техника ткачества у гобелена более простая, и это позволяет использовать в полотне неограниченное количество оттенков. Именно поэтому исторически гобелены почти всегда фигуративны — мы все знаем потрясающие музейные образцы охотничьих сцен и цветочных композиций, украшавшие старинные замки и дворцы.

Экспозиция шпалер и гобеленов в «Ателье ковров Евгения Шутко»
Олег Емельянов. «Тишина». 2014.

В ХХ веке, естественно, стали создаваться более современные гобелены, в том числе абстрактные и экспрессионистские — в этом жанре работал даже Пикассо. Однако между историей гобелена в России и Европе есть одно принципиальное различие, которое делает российские работы особенно интересными. Дело в том, что в Европе ткачи-ремесленники выполняли работу по эскизу художника. А в России многие авторы выполняли свои работы самостоятельно. Их мастерство оттачивалось до совершенства, между эскизом и воплощением отсутствует «дистанция» — авторская идея передана не просто точно, материальное воплощение придает ей дополнительную глубину. Создание некоторых полотен, представленных сейчас в галерее, занимало до двух лет.

Экспозиция шпалер и гобеленов в «Ателье ковров Евгения Шутко»
Федор Львовский. «Аккорды мироздания». 2016.
Фото
Кристина Никишина

Я не смог пройти мимо этих работ — с точки зрения ткаческого мастерства, истории культуры и изобразительного искусства ХХ века это настоящие сокровища. Сегодня в моей галерее представлены работы ряда крупнейших мастеров и более молодых авторов: Сергея Гавина, Альбины Воронковой, Аллы Шмаковой, Андрея Мадекина, Александра Гораздина, Лии Альтман, Матвея Щербакова, Натальи Лаврентьевой, Натальи Мурадовой, Федора Львовского, Олега Емельянова. Все работы созданы в разные годы — есть и совсем свежие, и раритеты 1960-х годов.

Экспозиция шпалер и гобеленов в «Ателье ковров Евгения Шутко»
Фото
Кристина Никишина

Есть вещи абсолютно уникальные. Например, работы Заслуженного художника Российской Федерации Сергея Гавина «Фуга» (2015) и «Лабиринт» (2018) — огромные, 320х280 см, полотна со сложнейшими тональными переходами и философскими сюжетами. Работа Аллы Шмаковой «Танец Одиссея» (1995) — редчайший образец практически монохромного черно-белого гобелена, созданный по мотивам серии офортов Вячеслава Павлова «Одиссея». В гобеленах Матвея Щербакова использована техника объемного ткачества — и это далеко не единственный в коллекции пример применения художниками необычных приемов и материалов.

Экспозиция шпалер и гобеленов в «Ателье ковров Евгения Шутко»
Алла Шмакова. «Танец Одиссея». 1995.
Фото
Кристина Никишина

Гобелен Андрея Мадекина «Благовестие Апостола Андрея» (1994) — интереснейшая интерпретация религиозного сюжета, увиденного с новой непосредственностью. «Прогулка» (2014) и другие работы уроженца Карелии Олега Емельянова вдохновлены северной природой и отдают ей тонкую поэтическую дань. Абстрактное полотно «Аккорды мироздания» (2017) — работа Федора Львовского, мастера монументальной формы, чьи работы находятся в Дом правительства РФ. Гобелен «Шагающая рыба» (1993), созданный Марией Момбелли по эскизам Андрея Геннадиева, сочетает в себе уникальный размер (370х370 см) и высочайшее мастерство шпалерного ткачества. И, наконец, настоящей жемчужиной коллекции стал гобелен «Энергия», созданный заслуженным художником России Альбиной Воронковой в 1966 году. Это мощная абстрактная композиция в духе советского монументализма с элементами футуризма.

Экспозиция шпалер и гобеленов в «Ателье ковров Евгения Шутко»
Альбина Воронкова. «Энергия». 1966.
Фото
Кристина Никишина

Все представленные в галерее мастера ткачества активно работают — создают собственные произведения и преподают. И именно это придает особый интерес новому направлению нашей работы. Мы не просто взяли в коллекцию готовые произведения — мы создаем новые. На базе «Ателье ковров ручной работы Евгения Шутко» создана мастерская, которая уже приступила к выполнению новых работ под наставничеством наших авторов.

Экспозиция шпалер и гобеленов в «Ателье ковров Евгения Шутко»
Фото
Кристина Никишина

Гобелен — уникальный интерьерный объект. Он всегда авторский, это не просто «настенный ковер», но произведение искусства, выполненное в особенной технике и абсолютно неповторимое. Поэтому я уверен, что полотна из нашей коллекции скоро займут места в интерьерах самого высокого класса. А мы будем пополнять собрание все новыми и новыми работами, возрождая незаслуженно ушедшее в тень уникальное монументальное искусство и интерес к нему

Экспозиция шпалер и гобеленов в «Ателье ковров Евгения Шутко»
Фото
Кристина Никишина

Куратор: член-корреспондент Российской академии художеств, заслуженный художник Российской Федерации Сергей Гавин.

Где: ул. Большая Никитская, 45, http://therug.ru

Посещение по предварительной договоренности

Экспозиция шпалер и гобеленов в «Ателье ковров Евгения Шутко»
Фото
Кристина Никишина