МУЗА
Начнем с отца архитектурного модернизма и функционализма Шарля-Эдуара Жаннере-Гри более известного как Ле Корбюзье (Le Corbusier). История создания его «Кабанона» (Cabanon) — 15-метровой деревянной хижины на Лазурном берегу — вошла во все учебники архитектуры. Приехав на отдых в местечко Кап-Мартен (Cap Martin) на Французской Ривьере вместе со своей женой Ивонной, Корбюзье познакомился там с Томом Ребютато, владельцем местной небольшой остерии «Морская звезда». Там 30 декабря 1951 года, прямо за столиком, буквально за 15 минут Ле Корбюзье набросал эскиз деревянного домика на берегу моря, который стал подарком на день рождения Ивонне и одним из самых знаменитых домов, построенных архитектором, — реализацией на практике его идей функционального жилья на минимальной площади.
БОЕВОЙ ТОВАРИЩ
Массимо Виньелли (Massimo Vignelli) и Лелла Виньелли (Lella Vignielli) рано поженились: ему было 26, ей всего 23. Вместе они прожили долгую, яркую и счастливую жизнь, работая на две страны: Италию и США, куда переехали в конце 1950-х. Вместе же основали свою первую дизайн-студию, из которой позднее выросла компания Vignelli Associates.
В честь пятидесятилетия творческого союза с Леллой Массимо написал книгу Designed by: Lella Vignelli, посвященную жене и боевому товарищу, в которой говорит так: «Роль, которую женщины-архитекторы и дизайнеры сыграли, работая в тандеме со своими мужьями и партнерами, до сих пор недостаточно оценена». Эта книга, выложенная Массимо в интернете для свободного скачивания, стала признанием и данью той, которая всю жизнь сопровождала его и служила не только источником вдохновения, но и источником креативных идей.
ПОДРУГА
Дружба — это тоже форма любви. Именно такие близкие отношения были у Алессандро Мендини (Alessandro Mendini) и Анны Джили (Anna Gili). Ее образ вдохновил дизайнера на создание одного из самых знаковых объектов дизайна XX века — знаменитого штопора Anna G. для Alessi.
«Я вспоминаю, как в детстве моя бабушка откупоривала за столом бутылку вина. Это всегда был перформанс, своего рода танец, — рассказывал Мендини об истории создания штопора. — Эти воспоминания и побудили меня придать объекту антропоморфную форму. Я сделал его в виде танцовщицы, женской фигуры. И скоро стало очевидно, что у меня неосознанно получился портрет Анны».
И действительно, черты ее лица, прическа, улыбка — все это передано в этом незамысловатом предмете, вошедшим во все учебники по истории дизайна.
ЛЮБОВНИК
Дизайнер и архитектор Эйлин Грей (Eileen Gray) была одной из немногих женщин, вторгшихся на мужской архитектурный Олимп первой половины ХХ века. Вилла E-1027, первая и самая знаменитая работа Эйлин, была разработана и построена ею в 1927 году для любовника Жана Бадовичи. Эмигрант из Бухареста, архитектор и журналист, ведущий богемный образ жизни в Париже, покорил сердце британской аристократки, их роман продолжался 14 лет. В названии виллы зашифрованы инициалы влюбленных: E (Эйлин), 10 (J — Jean, десятая буква латинского алфавита), 2 (В — Badovici, вторая буква) и 7 (G — Gray, седьмая буква). Подробнее о судьбе этого памятника модернисткой архитектуры читайте в нашем специальном материале.
СПУТНИЦА ЖИЗНИ
Последняя история — о настоящем храме семьи, воздвигнутом Марио Ридольфи (Mario Ridolfi) в буколическом местечке Марморе (Терни, Италия). Это простое снаружи, но довольно сложное по своей планировке каменное здание он спроектировал и построил в 1966 году в подарок своей жене Аделине, назвав в честь нее: Casa Linа. «Бриллиант для Лины», — так называли эту работу, ставшую лучшим проектом архитектора и положившую начало целой «Марморской серии» 1970-х гг. Здесь они жили вместе с женой до самой ее смерти в 1970 году, здесь же он провел последние одинокие годы своей жизни вплоть до трагической гибели в 1984 году (Марио Ридольфи покончил собой — как говорят, из-за прогрессирующей слепоты и невозможности продолжать архитектурную деятельность).