Для своей первой персональной выставки в Испании Петрит Халилай (Petrit Halilaj) превратил Хрустальный дворец в Мадриде в гигантское птичье гнездо, увитое цветами. Работа не ограничивается одним только зданием — художник распахнул окна дворца и повесил кормушки, чтобы привлечь птиц и других обитателей парка Буэн-Ретиро заглянуть внутрь. Инсталляция под названием To a raven and hurricanes that from unknown places bring back smells of humans in love («Ворону и ураганам, которые из неизведанных мест возвращают запахи влюбленных людей») стала первой работой, показанной Музеем королевы Софии после закрытия из-за пандемии Covid-19. Работу можно увидеть до 28 февраля 2021 года.
Инсталляция Петрита Халилая исследует множетво понятий, таких как «дом», «нация», «любовь» и «культурная идентичность». Идею для работы автор позаимствовал из ритуала ухаживания птиц-шалашников, которые строят сложные декоративные конструкции из веток, чтобы привлечь партнершу. Вместе с художником Алваро Урбано (Álvaro Urbano) Халилай создал свое «гнездо», украшенное цветами. Выбор растений связан с историей знакомства пары и призван отметить их союз: это форзиция, цветы вишня, мак, гвоздика и лилия.
«Я хотел представить Хрустальный дворец как место, где чествуют любовь» — говорит Халилай. Вынося личные переживания на суд публики, художник помещает работу в актуальный социальный и политический контекст, подчеркивая необходимость внимания к проблеме принятия иного взгляда. Таким образом работа размывает границы между публичными действиями, которые считаются приемлемыми или достойными внимания, и теми, которые, с другой стороны, осуждаются и презираются.
Ключевой элемент композиции произведения — скульптура «История одного объятия»: белый ворон, держащий в руке деревянный брусок, который служит аллюзией к семейному приданию. Дед художника держал в руке полено в тот момент, когда узнал, что его жена родила первого ребенка. Неспособный выразить свою огромную радость открыто, поскольку это могло быть истолковано как признак слабости в патриархальном обществе, он сжал дерево в руках так сильно, что, казалось, сломал его. Для Халилая мотив белого ворона стал символом изменений в обществе и надежды на принятие.
Изменяя масштаб цветов и других элементов инсталляции, художник призывает зрителей хотя бы на мгновение перестать считать человека высшей мерой вещей и центром мироздания и предлагает осознать себя как всего лишь один из элементов творения.
Петрит Халилай, рожденный в Косово, создает произведения, тесно переплетенные с его биографией, недавней историей страны и последствиями политической и культурной напряженности в регионе. Воспоминания детства, драма войны и жизнь в качестве беженца проходят сквозь все его творчество. Личные, интимные переживания и социальный, исторический контекст в его работах не вступают в противоречие, но, наоборот, показывают их взаимосвязь, которую можно увидеть и в его работе, представленной в мадридском Хрустальном дворце.