Санкт-Петербург
Важный петербургский художник Максим Има в одной из своих работ заметил, что Дед Мороз — «как петербургский стрит-арт: все от меня чего-то ждут, но ведь меня не существует». Чтобы понять эту шутку, нужно вспомнить про скорость городских муниципальных служб: редкая роспись продержится такое время, чтобы все успели ее спокойно осмотреть, и работы уличных художников не сохраняются даже, казалось бы, в закрытых от посторонних глаз дворах-колодцах, не встречая поддержку местных жителей (изменить ситуацию своей миссией постановил учрежденный в 2012 году Музей стрит-арта с работами Тимы Ради, Кирилла Кто и других больших имен).
Тем не менее, здесь расцветают Владимир Абих, автор концептуальных вывесок на фасадах, серийные отпечатки которых продают и галереи, специалист по билбордам на остановках Миша Маркер, а также экспериментирующая с разными медиа вроде гугл-карт арт-группа Явь. С января на Севкабеле работает «Стрит-арт хранение»: коллекция из 300 станковых работ уличных художников.
Москва
На скорость того, как «баффят» на улицах Москвы, жалуется и коллектив ADED, переполнивший городской центр фирменными стикерами c именами основателей Spacer, Namer, Juice, Cozek, Captek. «В нулевых уличное искусство расцветало, потому что ты мог видеть результат — сейчас ты рано утром выходишь распространить свои работы, а через час, когда идешь обратно, видишь, что муниципальные службы все уже очистили».
Для московских уличных нулевых и затем десятых знаковыми были работы Кирилла Кто, который сейчас почти не работает в городе, коллектива «Зачем» и активистского проекта «Партизанинг» Игоря Поносова. Кирилл и Игорь с 2010 по 2013 год курировали проект «Стена» на Винзаводе: к созданию работы на стене были приглашены главные художники своего времени, включая Пашу 183, Тиму Ради и даже художника Алексея Каллиму. Проект трансформировался с 2020 года в уличную галерею НЕТСТЕН вдоль ж/д путей Курского вокзала.
Из заслуживающих внимания тружеников улиц сегодня стоит вспомнить как раз отметившегося на стене в 2010 году Стаса Доброго с его заполнением городских ниш, а также созданные огнетушителями экспрессивные рисунки Евгения Оззика 0331С. Один из главных московских фондов поддержки стрит-арта — Ruarts, который с 2014-го присуждает уличным художникам гранты, издает на эту тему монографии и каталоги, а также под кураторством Игоря Поносова развивает библиотеку с целью изучения того, как происходило становление глобального феномена уличного искусства. Еще один важный институциональный игрок московской панорамы стрит-арта — проект «Артмосфера», который, помимо собственной деятельности, как раз вместе с Ruarts занимался грантами, а с 2021 года биеннале «Артмосфера» работает исключительно с Винзаводом в рамках его направления urban+art.
Пермь
В Перми трудится сразу несколько классных уличных художников, которых трудно объединить в одно направление, но точно стоит отметить. Ироничные Фрукты Врукты обнаруживают в городских предметах новые, подчас забавные смыслы: канализационный люк становится у них пиццей, накренившаяся труба в Урюпинске — Урюпизанской башней, а вывеска «Ремонт часов» продолжается словами «минут», «секунд», «мгновений». Это Артем FFСHW всегда находит правильные слова для разворачивающейся вокруг ситуации.
Один из главных уличных художников города — Sad Face, известный своими черно-белыми лицами, напоминающими лики святых. Он превратил в 2018 году знаковую пермскую инсталляцию на набережной и, возможно, самый известный паблик-арт страны — надпись Бориса Матросова «Счастье не за горами» — в «Смерть не за горами».
Нижний Новгород
Как туристическая мекка с бурно развивающейся стрит-арт-сценой, город в 2011 году попал в фокус российского Vogue, и такое внимание к региону для журнала было скорее прецедентом. Здесь уличное искусство действительно развивается так бурно, что экскурсии по граффити и арт-объектам отлично работают для туристов, а муралы стали важной частью городского ландшафта.
Отличительная черта местной цены — работа с деревянным наследием, рисовать на котором совсем не то, что рисовать на кирпиче, и за спасение этой части города художники активно выступают. Для этих целей в том числе и был создан фестиваль «Город древний» — с согласия жителей и даже с их участием на исторических домах появлялось уличное искусство.
Арт-сообщество в Нижнем сплоченное и дружное, к тому же с активной институциональной поддержкой: первые стрит-арт-выставки были показаны в Нижегородском выставочном комплексе, а затем и в «Арсенале». Отвечая на вопрос о том, почему уличное искусство здесь цветет так бурно, художники говорят и о поддержке местных жителей: фестивали и различные интеграции подсветили ценность работ для города, и теперь картины на стенах, заработавшие лояльность властей, остаются надолго. Еще к 2016 году сохранившихся работ на исторических зданиях было более 140.
Из имен, которые можно взять на карандаш, — бурно работающий сейчас мастер поэтических высказываний Синий карандаш, любительница фольклора и эзотерики Елена Лисица, обыгрывающий в своих муралах все трещинки и текстуры домов Никита Номерз, а также работавшие раньше вместе известный своими небольшими уличными инсталляциями Иван Серый и теперь уже художники с международной карьерой Максим Трулов и Ксения Ласточка.
Екатеринбург
В Екатеринбурге, одном из главных центров российского искусства, на улицах работают фронтмены жанра, работы которых каждый знает наизусть. Это Тима Радя, автор поэтических инсталляций (чаще текстовых), лауреат премии Кандинского, чье горящее будущее и «Я бы обнял тебя, но я просто текст» облетели интернет; Илья Мозги с графичными надписями на белом фоне.
В отличие от обеих столиц, в городе многие работы остаются на стенах годами, и в своей статье анализирующий, почему Екатеринбург стал столицей стрит-арта, Владимир Абих отмечает главное условие для его развития — здесь можно рисовать на улице даже днем. В городе проходит несколько фестивалей уличного искусства — заработавшая лояльность властей «Стеннография» и альтернативный, не предполагающий согласования с муниципалитетом «Карт-Бланш».