Арт-группа «Явь», Санкт-Петербург. | mydecor.ru
Арт-группа «Явь», Санкт-Петербург.

Санкт-Петербург 

Важный петербургский художник Максим Има в одной из своих работ заметил, что Дед Мороз — «как петербургский стрит-арт: все от меня чего-то ждут, но ведь меня не существует». Чтобы понять эту шутку, нужно вспомнить про скорость городских муниципальных служб: редкая роспись продержится такое время, чтобы все успели ее спокойно осмотреть, и работы уличных художников не сохраняются даже, казалось бы, в закрытых от посторонних глаз дворах-колодцах, не встречая поддержку местных жителей (изменить ситуацию своей миссией постановил учрежденный в 2012 году Музей стрит-арта с работами Тимы Ради, Кирилла Кто и других больших имен).

Арт-группа «Явь», Санкт-Петербург.
Арт-группа «Явь», Санкт-Петербург.
Владимир Абих, Санкт-Петербург.
Владимир Абих, Санкт-Петербург.
Проект «Стрит-арт хранение» на Севкабеле объединил 300 станковых работ уличных художников.
Проект «Стрит-арт хранение» на Севкабеле объединил 300 станковых работ уличных художников.

Тем не менее, здесь расцветают Владимир Абих, автор концептуальных вывесок на фасадах, серийные отпечатки которых продают и галереи, специалист по билбордам на остановках Миша Маркер, а также экспериментирующая с разными медиа вроде гугл-карт арт-группа Явь. С января на Севкабеле работает «Стрит-арт хранение»: коллекция из 300 станковых работ уличных художников.

Владимир Абих, Санкт-Петербург.
Владимир Абих, Санкт-Петербург.

Москва 

На скорость того, как «баффят» на улицах Москвы, жалуется и коллектив ADED, переполнивший городской центр фирменными стикерами c именами основателей Spacer, Namer, Juice, Cozek, Captek. «В нулевых уличное искусство расцветало, потому что ты мог видеть результат — сейчас ты рано утром выходишь распространить свои работы, а через час, когда идешь обратно, видишь, что муниципальные службы все уже очистили».

1/3

Стикеры с именами основателей проекта ADED в городском пространстве Москвы.

Для московских уличных нулевых и затем десятых знаковыми были работы Кирилла Кто, который сейчас почти не работает в городе, коллектива «Зачем» и активистского проекта «Партизанинг» Игоря Поносова. Кирилл и Игорь с 2010 по 2013 год курировали проект «Стена» на Винзаводе: к созданию работы на стене были приглашены главные художники своего времени, включая Пашу 183, Тиму Ради и даже художника Алексея Каллиму. Проект трансформировался с 2020 года в уличную галерею НЕТСТЕН вдоль ж/д путей Курского вокзала.

Стас Добрый, Москва.
Стас Добрый, Москва.
urban+art на Винзаводе, Москва.
urban+art на Винзаводе, Москва.

Из заслуживающих внимания тружеников улиц сегодня стоит вспомнить как раз отметившегося на стене в 2010 году Стаса Доброго с его заполнением городских ниш, а также созданные огнетушителями экспрессивные рисунки Евгения Оззика 0331С. Один из главных московских фондов поддержки стрит-арта — Ruarts, который с 2014-го присуждает уличным художникам гранты, издает на эту тему монографии и каталоги, а также под кураторством Игоря Поносова развивает библиотеку с целью изучения того, как происходило становление глобального феномена уличного искусства. Еще один важный институциональный игрок московской панорамы стрит-арта — проект «Артмосфера», который, помимо собственной деятельности, как раз вместе с Ruarts занимался грантами, а с 2021 года биеннале «Артмосфера» работает исключительно с Винзаводом в рамках его направления urban+art.

Галерея Ruarts — один из главных популяризаторов уличного искусства в Москве.
Галерея Ruarts — один из главных популяризаторов уличного искусства в Москве.

Пермь

В Перми трудится сразу несколько классных уличных художников, которых трудно объединить в одно направление, но точно стоит отметить. Ироничные Фрукты Врукты обнаруживают в городских предметах новые, подчас забавные смыслы: канализационный люк становится у них пиццей, накренившаяся труба в Урюпинске — Урюпизанской башней, а вывеска «Ремонт часов» продолжается словами «минут», «секунд», «мгновений». Это Артем FFСHW всегда находит правильные слова для разворачивающейся вокруг ситуации.

Артем FFCHW, Пермь.
Артем FFCHW, Пермь.
Арт-группа «Фрукты Врукты», Пермь.
Арт-группа «Фрукты Врукты», Пермь.
Арт-группа «Фрукты Врукты», Пермь.
Арт-группа «Фрукты Врукты», Пермь.

Один из главных уличных художников города — Sad Face, известный своими черно-белыми лицами, напоминающими лики святых. Он превратил в 2018 году знаковую пермскую инсталляцию на набережной и, возможно, самый известный паблик-арт страны —  надпись Бориса Матросова «Счастье не за горами» — в «Смерть не за горами».

Sad Face, Пермь.
Sad Face, Пермь.

Нижний Новгород

 Как туристическая мекка с бурно развивающейся стрит-арт-сценой, город в 2011 году попал в фокус российского Vogue, и такое внимание к региону для журнала было скорее прецедентом. Здесь уличное искусство действительно развивается так бурно, что экскурсии по граффити и арт-объектам отлично работают для туристов, а муралы стали важной частью городского ландшафта.

#синийкарандаш, Нижний Новгород.
#синийкарандаш, Нижний Новгород.

Отличительная черта местной цены — работа с деревянным наследием, рисовать на котором совсем не то, что рисовать на кирпиче, и за спасение этой части города художники активно выступают. Для этих целей в том числе и был создан фестиваль «Город древний» — с согласия жителей и даже с их участием на исторических домах появлялось уличное искусство.

Фестиваль уличного искусства «Новый Город Древний», Нижний Новгород.
Фестиваль уличного искусства «Новый Город Древний», Нижний Новгород.
Фестиваль уличного искусства «Новый Город Древний», Нижний Новгород.
Фестиваль уличного искусства «Новый Город Древний», Нижний Новгород.

Арт-сообщество в Нижнем сплоченное и дружное, к тому же с активной институциональной поддержкой: первые стрит-арт-выставки были показаны в Нижегородском выставочном комплексе, а затем и в «Арсенале». Отвечая на вопрос о том, почему уличное искусство здесь цветет так бурно, художники говорят и о поддержке местных жителей: фестивали и различные интеграции подсветили ценность работ для города, и теперь картины на стенах, заработавшие лояльность властей, остаются надолго. Еще к 2016 году сохранившихся работ на исторических зданиях было более 140.

Никита Nomerz, Нижний Новгород.
Никита Nomerz, Нижний Новгород.

Из имен, которые можно взять на карандаш, — бурно работающий сейчас мастер поэтических высказываний Синий карандаш, любительница фольклора и эзотерики Елена Лисица, обыгрывающий в своих муралах все трещинки и текстуры домов Никита Номерз, а также работавшие раньше вместе известный своими небольшими уличными инсталляциями Иван Серый и теперь уже художники с международной карьерой Максим Трулов и Ксения Ласточка.

Иван Серый, Нижний Новгрород.
Иван Серый, Нижний Новгрород.

Екатеринбург

В Екатеринбурге, одном из главных центров российского искусства, на улицах работают фронтмены жанра, работы которых каждый знает наизусть. Это Тима Радя, автор поэтических инсталляций (чаще текстовых), лауреат премии Кандинского, чье горящее будущее и «Я бы обнял тебя, но я просто текст» облетели интернет; Илья Мозги с графичными надписями на белом фоне.

Тима Радя, Екатеринбург.
Тима Радя, Екатеринбург.
Илья Мозги, Екатеринбург.
Илья Мозги, Екатеринбург.

В отличие от обеих столиц, в городе многие работы остаются на стенах годами, и в своей статье анализирующий, почему Екатеринбург стал столицей стрит-арта, Владимир Абих отмечает главное условие для его развития — здесь можно рисовать на улице даже днем. В городе проходит несколько фестивалей уличного искусства — заработавшая лояльность властей «Стеннография» и альтернативный, не предполагающий согласования с муниципалитетом «Карт-Бланш».

Илья Мозги, Екатеринбург.
Илья Мозги, Екатеринбург.