Первый раздел выставки посвящен любованию умиротворением и красотой природы. Наиболее чутко к передаче трудноуловимых зимних явлений относились фотографы-пикториалисты. Они уделяли внимание плавным тональным переходам и композиции снимков для получения «живописного» эффекта изображаемого. Здесь представлены фотографические шедевры 1920-1930-х годов Николая Андреева, Леонида Шокина, Петра Клепикова и Сергея Иванова-Аллилуева из собрания московского Мультимедиа Арт Музея.
Отдельной темой в экспозиции выделен образ снегопада. В инсталляции «Шарманка», части большого проекта «Населенный пункт» Александра Бродского, маленький город с типовыми постройками, увиденный с высоты птичьего полета, спрятан в большой аквариум. От вращения ручки стеклянный ящик превращается одновременно в шарманку и новогодний сувенир: звучит мелодия и начинает падать снег, возникает ощущение чуда и волшебства. В работах Рината Волигамси и Константина Батынкова снегопад становится полноценным героем, организуя медитативный и всеобъемлющий ритм. В произведениях Игоря Вулоха и Игоря Шелковского зимний пейзаж превращается почти в абстракцию с особой монументальной красотой.
Снежный покров выравнивает всё вокруг, превращая зимний пейзаж в чистый лист. И, как на белом холсте, художники выстраивают свои композиции на снегу. Пустое заснеженное подмосковное поле стало местом многочисленных акций группы «Коллективные действия». Так называемый «пустотный канон» нашёл отражение в представленных на выставке работах Павла Пепперштейна, Александра Мареева, Андрея Филиппова и Юрия Альберта. В фотоартефактах Франциско Инфанте и Нонны Горюновой из серии «Супрематические игры» снег буквально стал заменой холста — оммажем супрематизму Казимира Малевича. В фотографиях Александра Гронского из серии «Окраина» и видеоинсталляции арт-группы «Зер Гут» «Визуализация приручений, или Казус современной орнитологии» снег — неотъемлемый участник разыгрывающихся мизансцен.
Последний раздел выставки посвящен восприятию зимы как времени праздников, сказок и игр. В масштабном произведении Владимира Дубосарского и Александра Виноградова «Новый год» совмещены российские и западные медийные образы, обыгрывающие традиционные символы главного праздника. Николай Полисский, Тимофей Парщиков, Леонид Тишков, Владислав Мамышев-Монро, Константин Звездочетов, Игорь Макаревич, Егор Остров, Наталья Юдина, Родион Китаев выстраивают свои собственные мифологии вокруг персонажей детских сказок, а также образов популярной культуры и истории искусства.
Принцип игры становится главным в произведениях Сергея Шутова, Марии Сафроновой, Ольги Чернышевой, Ирины Кориной, Ростана Тавасиева и Алины Глазун. Художники жонглируют образами и смыслами из истории и современности, праздника и повседневности. Парадоксальным образом совмещая их, они создают неожиданные, удивительные, смешные и трогательные значения. И в этой игре они приглашают зрителя к активному диалогу — созданию собственных интерпретаций.
Когда: 13 декабря 2023 — 4 февраля 2024 года
Где: Москва, Фонд культуры «Екатерина»