Жерар Юфера (Gérard Uféras) много лет занимается фотожурналистикой и fashion-фотографией. В своем новом проекте он исследует современный культурный феномен музея. Последние десятилетия музеи стремительно меняются, создавая массовый интерес к искусству. В современный музей вторгаются концерты, перформансы, кинопоказы, поэтические вечера. Лекции и образовательные программы становятся нормой для музейных институций, а возраст публики ощутимо молодеет.
Фотограф выступает в этом проекте в роли художника, антрополога и социолога. Тонко и с юмором он наблюдает, фиксирует и анализирует увиденное. Исследование, которое предпринял Жерар Юфера, — не только умный и остроумный рассказ о посетителях самых разных музеев — это возможность для каждого из нас увидеть себя со стороны и задуматься о собственном отношении к искусству.
Как аудитория ориентируется в музее, где кроме традиционных экскурсоводов появились аудиогиды, QR-коды, интерактивные приложения для телефонов? Сохраняется ли с появлением новых технологий и функций главное — момент личного контакта зрителя с произведением? Марсель Дюшан (Henri Robert Marcel Duchamp), в 1917 году установивший в нью-йоркском музее сушилку для посуды и знаменитый писсуар, этим концептуальным жестом подчеркнул важность музейного контекста для восприятия искусства, которое мертво без зрителя. Каждый из нас считывает произведение искусства в меру своей готовности: культурного багажа и возможности актуализировать свой опыт в данный конкретный момент.
Когда: 26 апреля — 25 августа 2024 года
Где: Санкт-Петербург, Музей современного искусства Эрарта