Для русского поэта, князя Петра Вяземского существовали два идеальных женских образа: мать семейства, хранительница домашнего очага и любезная хозяйка салона, организующая удовольствия светского «общежития», без которого невозможна высокая дворянская культура.
Героинями его лирических посланий становились жена, племянницы, любимые внучки, очаровательные соседки — владелицы окрестных усадеб и признанные светские красавицы, восхищавшие умом, изысканностью и дарованиями не только Петра Вяземского, но и Александра Пушкина и других поэтов Золотого века русской культуры.
В своих мадригалах, посланиях, записях в альбомах поэт воздавал хвалу современницам, используя типичный для той эпохи набор метафор и аллегорий. Рационалист и скептик, Петр Вяземский не любил посвящать других в сокровенные тайны души. Пожалуй, лишь в циклах стихотворений, посвященных А. Смирновой и М. Ламздорф, прорывался у поэта голос искреннего чувства: в первом случае — участия и дружбы, прошедших проверку годами, во втором — поздней и во многом трагической любви.
Представленные на выставке портреты знаменитых современниц русского поэта — З. Волконской, А. Смирновой, М. Потоцкой, А. Баратынской, Е. Ушаковой — дополняют изысканные женские аксессуары той эпохи.
Особенно интересны предметы из семьи Вяземских, предоставленные Государственным музеем истории российской литературы им. В.И. Даля: женский браслет, табакерка, пудреница в виде раковины, а также старинный альбом для фотографий.
Когда: 12 июля — 25 августа 2024 года
Где: Москва, музей-заповедник «Остафьево»