Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открыл выставку «Вокруг Кармен» в Мемориальной квартире Святослава Рихтера. В экспозиции показаны «портреты» известной цыганки: воспетая в стихах, музыке, изобразительном искусстве, она — героиня театральных постановок в самых разных жанрах: драме, опере, балете, пародии, а также персонаж кино.
Образ Кармен был изображен Проспером Мериме в его знаменитой новелле в 1845 году и почти сразу стал одним из самых узнаваемых в искусстве. Многие поэты, художники, композиторы XIX–XX веков вслед за Мериме создавали свою Кармен, наделяя ее разными чертами, но главное в ней оставалось неизменным — это загадочная, страстная «хитрая бестия», женщина-ребенок, для которой свобода дороже жизни, а любовь и смерть неразрывны.
Самая яркая интерпретация образа роковой красавицы — опера Жоржа Бизе (1875). «Музыкальную» Кармен на выставке представляют две выдающиеся артистки — оперная певица Любовь Андреева-Дельмас, вдохновившая Александра Блока на создание цикла стихотворений «Кармен» (1914), и балерина Майя Плисецкая, для которой Родион Щедрин написал блистательную хореографическую транскрипцию оперы Бизе — одноактный балет, поставленный кубинским балетмейстером Альберто Алонсо (1967). Индивидуальные черты образ Кармен получил и в представленных на выставке работах Игнасио Сулоаги, Анри Матисса и Фернана Леже.
В залах можно увидеть эскизы костюмов и декораций к постановкам Музыкальной студии Художественного театра и цыганского театра «Ромэн» 1920–1930-х годов — Исаака Рабиновича и Александра Тышлера (его Кармен неожиданно предстает изящной, хрупкой девочкой), а также к постановкам 1960-х годов — Николая Золотарева и Бориса Мессерера. Бахрушинский театральный музей предоставил для экспозиции эскизы сценографа легендарного балета «Кармен-сюита» Бориса Мессерера. Идея постановки этого балета в Большом театре в 1967 году принадлежала двоюродной сестре художника — балерине Майе Плисецкой.
«Танцевать Кармен мне хотелось всегда. Мысль о своей Кармен жила во мне постоянно — то тлела где-то в глубине, то повелительно рвалась наружу, — рассказывала Майя Плисецкая. — Да и музыка Бизе казалась насквозь танцевальной, она будила во мне пластические аналогии. Я „видела“ ее. И потом — я всю жизнь люблю испанские танцы, восхищаюсь ими. Из всех народных танцев они самые выразительные — своей сопряженностью резких контрастов, чувственностью и хрупкой духовностью, сложностью и фольклорной простотой».
Свой вклад в успех спектакля внес и Борис Мессерер, на тот момент главный художник МХАТ. Емкую фразу балетмейстера Алонсо «Вся жизнь Кармен — коррида» Мессерер интерпретировал в метафорически точных декорациях. Сцена, оформленная как полукруглый дощатый загон для боя быков, превратилась в место, где разыгрывается трагедия человеческой жизни. Узнаваемым символом балета стала маска быка, которая находилась над сценой и служила ключевым визуальным элементом афиш и программ.
Связаны с Кармен и образы корриды, которые отображены в графике М. Соколова, Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Кульминация этого сюжета — подаренная Святославу Рихтеру в 1964 году книга Le Carmen des Carmen с иллюстрациями Пабло Пикассо к новелле Мериме. В 1948 году Пикассо создал знаменитую серию литографий и гравюр по мотивам новеллы, повторно изданную в 1960 году.
В экспозиции собраны испанские веера и кастаньеты, статуэтки, редкие нотные издания и рукописи. Выставку дополняют записи испанских народных песен в исполнении Жермен Монтеро и мультимедийный фильм, в котором использованы фрагменты немого кино Чарли Чаплина и Эрнста Любича, репетиции «Кармен-сюиты» и другие материалы.
Когда: 20 ноября 2024 — 22 февраля 2025 года
Где: Москва, Мемориальная квартира Святослава Рихтера, ул. Большая Бронная, 2/6