Владимир Яковлев появился на художественной сцене в конце 1950-х годов, когда на волне «оттепели» в Москве показывали современное искусство. После прошедших выставок европейской и американской живописи (1957–1961) Яковлев создал свой уникальный метод, уходя от ташистской абстракции через «портреты ветра» к цветам и лицам. В начале 1980-х годов состояние здоровья художника серьезно ухудшилось, но он продолжил работать.
Сейчас работы Владимира Яковлева находятся в крупнейших музейных и частных собраниях по всему миру. В экспозицию войдут 70 работ из собраний Музея AZ, Государственной Третьяковской галереи, коллекций Сергея Александрова, Николая Котрелева, Михаила Алшибая, семьи художника и других. Проект представит главные направления в творчестве Яковлева: абстракции, цветы и портреты, созданные в 1950-е — 1970-е годы.
Несколько работ покажут публике впервые, среди них произведения из частных коллекций и три картины из собрания Третьяковской галереи: «Композиция. Дождик, солнце» (1959), «Беспредметная композиция» (1958–1959), а также шедевр 1950-х «Голова» — его покажут впервые после реставрации, которой занимался один из кураторов проекта Валерий Силаев.
«Владимир Яковлев — один из самых важных художников не только нашей коллекции, но и всего московского неофициального искусства второй половины ХХ столетия, — рассказывает Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и ЦСИ AZ/ART. — Мы открываем музейную выставку его работ, отобранных кураторами по определенному принципу: цветы и лица. Изображения цветов можно назвать „портретами цветов“, а на лица людей художник часто накладывает крест — возможно тот, что несет каждый человек на своем жизненном пути. В картинах Владимира Яковлева явственно ощущается печать трагедии, но в то же время они дарят надежду на лучшее».
Название выставки — фрагмент одного из небольших нерифмованных стихотворений Владимира Яковлева: «А в степи: бушует ветер, / Ветер бурю догоняет, / И абстрактные картины / Все развешаны мои…»
В этих строчках отразилось мироощущение художника и главные мотивы его творчества — он создавал абстрактные «портреты ветра», «портреты цветов», печальные, лаконичные изображения лиц, в которых зрителю открывается иная, одному создателю видимая реальность.
Совместно с Фондом Николая Каретникова к выставке запланирована концертная программа, которая сопоставляет внутренний мир, художественный язык, сюжеты и темы работ Владимира Яковлева с камерными произведениями композиторов двух последних столетий. Концерты, придуманные музыковедом и музыкальным куратором Сергеем Терентьевым, ― «Нездешние цветы», «Меж кáмней и терний», «Портрет ветра», «In croce», «Далекий свет» ― исследуют искусство художника в музыкальном измерении и перекликается с трагическими фактами биографии его жизни.
В камерных вечерах примут участие ведущие коллективы, специализирующиеся на новой академической музыке: ансамбль солистов «Студия новой музыки», Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), Île Thélème Ensemble, вокальный ансамбль Terminus и солисты камерного оркестра «Околобаха». Также в рамках проекта запланировано проведение экскурсий, тематических встреч и авторских детских программ.
Когда: 27 ноября 2024 — 2 февраля 2025 года
Где: Центр современного искусства AZ/ART, ул. Маросейка, 11/4, с.1