Монографическая выставка Владимира Вейсберга (1924–1984) «От цвета к свету. К 100-летию со дня рождения Владимира Вейсберга» — последовательный рассказ о творчестве мастера. Она имеет двойное посвящение: самому художнику и его исследователю — Анне Чудецкой (1958–2023), хранителю фонда Владимира Вейсберга в отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Концепция основана на материалах Анны Чудецкой и ее монографии «От цвета к свету».
Владимир Вейсберг. «Галя в зеленой блузке».
Владимир Вейсберг — выдающийся русский художник и теоретик искусства, принадлежащий к послевоенному поколению, становление которого пришлось на середину 1950-х — начало 1960-х годов. Творчество мастера не вписывалось в рамки ни официального искусства, ни нонконформизма, он — художник традиции, постижение законов классического искусства было целью его теоретических поисков и живописной практики.
Владимир Вейсберг. «Семья Щегловых».
Связь Владимира Вейсберга с ГМИИ им. А.С. Пушкина была постоянной — с ранней юности и до последних лет жизни он почти еженедельно посещал музей. Этот союз продлился и после кончины художника: его вдова Галина Ермина в 1997 году передала в дар музею коллекцию живописи и графики, где теперь самое большое музейное собрание произведений Вейсберга.
Владимир Вейсберг. «Тюремщица».
Выставка поделена на семь разделов и строится по хронологическому принципу. Два зала посвящены так называемому цветному периоду — произведениям второй половины 1950-х, когда творческие поиски мастера происходили на фоне культурного подъема эпохи оттепели и оживления художественной жизни в стране. Пушкинский музей в эти годы стал для Владимира Вейсберга настоящей школой. Чтобы увидеть шедевры Дрезденской коллекции на знаменитой выставке 1955 года, Вейсберг устроился в музей разнорабочим — так он получил возможность часами изучать увлекавшие его полотна, в том числе — импрессионистов и Сезанна.
Зал «Преображение реальности» посвящен становлению оригинальной живописной концепции Вейсберга. Здесь представлены знаковые произведения этого периода — «Посвящение Сезанну», «Композиция с газовой тканью», «Архитектура» и другие. В 1962 году на симпозиуме философов и лингвистов Московско-тартуской семиотической школы художник выступил с докладом «Три вида колористического восприятия», ознаменовавшим поворот в его творчестве. Владимир Вейсберг рассматривал эволюцию восприятия цвета как поступательное развитие в истории живописи, которая от прямого натуроподобия через аналитический этап становилась инструментом исследования человеческого сознания.
Владимир Вейсберг. «Натюрморт. Плоды».
Владимир Вейсберг. «Куст».
Владимир Вейсберг. «Апельсины в черных бумажках на черном столе». Собрание InArtibus.
Зал рисунка открывает зрителю «лабораторию Вейсберга», длительное время следовавшего жесткому распорядку: утром — живопись, вечером — рисунок. В повседневной творческой практике художник использовал рисунок на стадии непосредственного восприятия, в то время как в акварели, при работе с цветом в изображении обнаженной натуры начинался процесс дематериализации формы.
«Невидимой живописи» зрелого периода посвящены два заключительных зала. «Архитектура валеров» — такой термин Вейсберг использовал в середине 1960-х для определения своей живописи. Он строил композиции на взаимодействии сближенных цветовых оттенков.
«Белое» произведение художника не заключало в себе чистого цвета: белила использовались только в смесях с хроматическими цветами. В начале «белого» периода он уделял внимание сложной фактуре, накладывая на холст корпусные мазки разной плотности, но потом полностью сосредоточился на проблемах пространства.
Владимир Вейсберг. «Картина. Архитектура».
«Гармония должна быть создана на холсте», — говорил художник в конце 1970-х, подкрепляя на практике живописными сериями теорию о «гармоничной целостности». Тогда в его работах появилась узнаваемая, идеально гладкая поверхность картинной плоскости, на которой изображенное окутано единой цветосветовой средой.
Владимир Вейсберг. «Венера с геометрическими фигурами». Собрание InArtibus.
Инстинктивное стремление Вейсберга уйти от чувственно-эмоционального восприятия цвета к интеллектуально-чувственному, «оторваться от предметного» и растворить его, привели художника к почти монохромному, насыщенному тональными колебаниями, светящемуся живописному мареву «белого на белом».
Когда: 26 марта — 30 июня 2024 года
Где: Москва, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков