Впервые идеи неоклассицизма в России были высказаны на рубеже XIX — ХХ веков. Это связано с деятельностью художников и критиков, сплотившихся вокруг журнала «Мир искусства» и его редактора Сергея Дягилева.
На выставке представлено более 150 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства первой трети XX века из собрания Русского музея. Среди них — известные произведения Льва Бакста («Древний ужас», 1908), Зинаиды Серебряковой («Баня», 1913), Кузьмы Петрова-Водкина («Мать», 1915), Александра Самохвалова («Девушка в футболке», 1932), Казимира Малевича («Автопортрет (Художник)», 1933) и других талантливых мастеров.
В экспозицию вошел целый ряд работ, которые выставляются крайне редко. Среди них эскизы панно и плафонов для Казанского вокзала Александра Бенуа и Зинаиды Серебряковой, эскизы росписей для особняков, созданные Евгением Лансере, Василием Шухаевым, Александром Яковлевым, Александром Белобородовым, работы Василия Берингера и Степана Карпова.
Отдельное место на выставке отведено книжной и журнальной графике, которая в России пережила свой расцвет благодаря художникам-неоклассикам из общества «Мир искусства». Представлены обложки и заглавные листы различных изданий работы Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Льва Бакста.
В последнем зале можно увидеть, как на рубеже 1920-1930-х и позднее идеи неоклассиков находили отражение в искусстве соцреализма: в картинах Александра Самохвалова «Девушка в футболке» (1932), Александра Дейнеки «Раздолье» (1944) и других советских художников.
Когда: до 11 сентября 2023 года
Где: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2