А. Чуваков. «Утро на Мясницкой улице». Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
В доме Юшкова на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка в 1840-е годы Московское художественное общество арендовало помещение для своего рисовального класса, а спустя полтора столетия, в 1987 году, Илья Глазунов основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества.
Выставка продолжает флагманский проект парка «Зарядье» «Выпуск» — показ молодого поколения художников, работающих в разных жанрах и направлениях — от академической школы до концептуальных инсталляций и новых медиа. Помимо ежегодной выставки работ выпускников «Зарядье» уже во второй раз готовит экспозицию об истории одного из ведущих художественных вузов страны. Первой в 2024 году стала выставка, посвященная МГАХИ им. Сурикова.
К. Коровин. «Гурзуф». Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1843-1918) было одним из важных центров художественного образования в дореволюционной России. Прогрессивность училища заключалась в новаторских методах педагогической системы.
С одной стороны, оно переняло от Императорской академии художеств лучшие традиции европейского художественного образования, с другой — не отрицало особенностей отечественного искусства, было восприимчиво к новейшим течениям в живописи. И неудивительно, что училище стало центром формирования уникального явления в русском искусстве середины XIX — начала XX века — московской школы живописи.
В. Серов. «Финский дворик». Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.
И. И. Глазунов. «Портрет Отца, художника Ильи Глазунова». Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Первый раздел покажет работы знаменитых преподавателей и выпускников училища, в том числе произведения Иллариона Прянишникова, Ивана Шишкина, Константина Коровина, Валентина Серова, Михаила Нестерова, Василия Поленова, Леонида Пастернака, Исаака Левитана, Владимира и Александра Маковских, Абрама Архипова, Сергея Виноградова, Алексея Корина, Павла Трубецкого и Александра Матвеева, Владимира Суслова, а также Бориса Иогансона, учеником которого десятилетия спустя станет Илья Глазунов.
После революции 1917 года училище перестало существовать, а на его месте были созданы сначала ВХУТЕМАС, а далее ВХУТЕИН, закрытый в 1930 году. В следующие десятилетия здание не один раз меняло хозяев. И только в 1987 году художник Илья Глазунов вернул в это место жизнь, основав Российскую академию живописи, ваяния и зодчества и отреставрировав дом Юшкова.
Сегодня академия стала одним из ведущих художественных вузов России. В здании на Мясницкой работают пять факультетов — живописи, архитектуры, скульптуры, реставрации и искусствоведения. В Перми находится Уральский филиал академии.
С. Виноградов. «В Архангельском порту». Ярославский художественный музей.
Во второй части экспозиции можно увидеть произведения Ильи Глазунова — живописные полотна из цикла «Поле Куликово», выполненные к 600-летию победы в Куликовской битве, эскизы к известным работам. Будут представлены работы продолжателей художественной династии: Ивана и Ольги Глазуновых, учеников Ильи Глазунова Павла Рыженко, Дмитрия Слепушкина и Владимира Штейна, выпускников и преподавателей академии разных лет Андрея Коробцова, Михаила Филиппова, Юрия Савельева и других.
П. Рыженко. «Победа Пересвета». Музей-заповедник «Куликово поле».
На выставке впервые представят живопись из масштабного художественного проекта, посвященного юбилею Курска, который состоится в 2032 году. Центральной идеей является осмысление традиций и исторического наследия Курской земли, ее значимости для русской культуры.
Отдельный раздел посвящен реставрации икон и масляной живописи — тому, как студенты академии уже в процессе обучения работают с экспонатами из музеев Дмитрова, Костромы, Переславля-Залесского, Москвы
Когда: 20 февраля — 4 апреля 2025 года
Где: Москва, Паркинг галерея парка «Зарядье»
Д. Слепушкин. «Художники Российской Академии живописи, ваяния и зодчества». Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.