Выставка «В свете рампы» в Москве

Александр Бенуа. «Грот со статуей Дианы в парке». Эскиз декорации к балету «Диана де Пуатье» для группы Иды Рубинштейн, 1933. Бумага серая, тушь, перо, акварель, карандаш.

Фото

пресс-служба выставки

На выставке покажут работы художников, с чьим творчеством ассоциируется расцвет культуры «Серебряного века» (включая наследие «ушедшей России»). В основе композиции выставки — принцип артистической свободы, как главного условия творчества. По замыслу кураторов, пространство галереи стало сценой, на которой разворачивается действие, и в нем «участвуют» произведения живописи и графики 1-й половины ХХ века, а также работы современных художников: кинетическая инсталляция с веерами Владимира Мартиросова, макеты костюмов к опере А. Бородина «Князь Игорь» в Мариинском театре Юрия Харикова, серия декоративных тарелок Екатерины Лукьяновой к проекту «Русские сезоны. XXI век», посвященному реконструкции балетов Сергея Дягилева.

Выставка «В свете рампы» в Москве

Лев Бакст. Эскиз костюма к спектаклю «Елена Спартанская» для труппы Иды Рубинштейн, 1912 год. Бумага, гуашь, графитный карандаш, золотая краска.

Фото

пресс-служба выставки

Выставка «В свете рампы» в Москве

Борис Анисфельд. Эскиз костюма мавра к балету «Исламей», 1911-1912. Бумага, графитный карандаш, гуашь, бронзовая краска.

Фото

пресс-служба выставки

В общей сложности на выставке показаны работы двадцати шести художников, включая знаменитые эскизы к «Дон Кихоту» Константина Коровина, «Дочери моря» и «Королеве мая» Александра Головина, «Борису Годунову» и «Свадьбе Амура и Психеи» Александра Бенуа, «Спящей красавице» и «Волшебной ночи» Льва Бакста, «Половецкому плясу» Аристарха Лентулова, ряду спектаклей, оформленных Мстиславом Добужинским.

Выставка «В свете рампы» в Москве

Лев Бакст. «Королевский гвардеец. Мавр.» Эскиз костюма к балету П. И. Чайковского «Спящая принцесса». 1921 г. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш, золотая краска.

Фото

пресс-служба выставки

Театральная часть представлена двадцатью девятью спектаклями, из которых с 1905 по 1956 год одиннадцать были поставлены в России и восемнадцать за рубежом. Особый акцент сделан на искусстве 1905–1920-х годов. И это не только сценография. Устроители выставки предлагают взглянуть на театральность шире, задуматься о богатстве содержания того, что мы вкладываем в понятие театр, помимо драматургии, музыки и хореографии.

Выставка «В свете рампы» в Москве

Мстислав Добужинский. «В офицерском собрании». Эскиз декорации к опере «Пиковая дама» в Каунасском оперном театре, 1925. Бумага, акварель, гуашь, тушь.

Фото

пресс-служба выставки

Выставка «В свете рампы» в Москве

Сергей Судейкин. «Пастораль», начало 1910-х годов. Бумага, наклеенная на картон, темпера, гуашь, графитный карандаш.

Фото

пресс-служба выставки

Посетители увидят произведения разных жанров — портреты, натюрморты, пейзажи: портрет балерины Тамары Карсавиной Натальи Гончаровой и оперной дивы Ксении Держинской Михаила Нестерова, дружескую пародию на Всеволода Мейерхольда Николая Ульянова и скульптурные шаржи Кукрыниксов; загадочные пейзажи Евгения Лансере, Василия Денисова, Ивана Билибина, «Ночное празднество» Николая Сапунова, озорную пастораль Сергея Судейкина; танцующие фигуры Мстислава Добужинского; закулисную сценку раннего Михаила Ларионова, футуристическую композицию Кирилла Зданевича. Все эти произведения, собранные вместе, как номера дивертисмента, создают особую атмосферу, которая знакома театралам — где сплетены игра и мистификация, поэзия и красота, всплеск эмоций и ощущение праздника.

Выставка «В свете рампы» в Москве

Константин Горбатов. «Сирень», 1921. Холст, масло

Фото

пресс-служба выставки

Выставка «В свете рампы» в Москве

Юрий Анненков. Эскиз костюма Калиостро к фильму «Дело об ожерелье королевы», 1946. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, тушь, перо.

Фото

пресс-служба выставки

Выставка «В свете рампы» в Москве

Наталья Гончарова. «L"imperatrice (Императрица)», 1931. Тушь, перо, акварель, золотая и серебряная краски

Фото

пресс-служба выставки

Выставка «В свете рампы» в Москве

Сергей Судейкин. «Павлины», 1911. Бумага, гуашь.

Фото

пресс-служба выставки

Своеобразие частного собрания и главная интрига выставки — возможность познакомить зрителя не только с хрестоматийными вещами, но и с малоизвестными произведениями, раскрывающими творчество художника или добавляющими штрихи к его образу. Ряд работ покажут впервые — «Сказочный мотив» Н. Калмакова, Paganini. Largo. Allegro В. Милиоти. Посетители откроют для себя не имевших доступа к широкому зрителю «Футуристическую композицию» К. Зданевича и «Кафе де Франс» Е. Лансере.

Когда: 8 декабря 2023 — 2 марта 2024 года

Где: Москва, Галерея Мамонтовых

Выставка «В свете рампы» в Москве

Кирилл Зданевич. «Футуристическая композиция», вторая половина 1910-х -1920-е годы. Картон, смешанная техника

Фото

пресс-служба выставки

Выставка «В свете рампы» в Москве

Николай Калмаков. «Сказочный мотив», 1911. Бумага, акварель, белила.

Фото

пресс-служба выставки