За плечами автора — серьезная профессиональная школа: она окончила Московское академическое художественное училище памяти 1905 года, затем мастерскую монументальной живописи Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова. Ее наставниками были Юрий Седов и Клавдия Тутеволь, через которых художница соприкоснулась с традицией ОСТ (Общества художников-станковистов), в числе учредителей которого были Александр Дейнека и Юрий Пименов. Отсюда пластическая смелость, обобщенность решений, декоративность цвета и впечатление «фресковости» ее полотен, умение гармонично соединить классические монументальные композиции с непринужденностью исполнения.
Широкое признание получил ее живописный цикл «Связь времен» — портреты Карамзина, Пушкина, Татищева, Екатерины II и других. Одна из известных работ мастера «Последняя черемуха» (1987) находится в собрании московского Музея Победы. Воплощая символический рассказ о судьбе подольских курсантов, Лариса Давыдова отходит от привычного развернутого сюжета, заменяя взаимодействие персонажей мысленной связью времен. Программным является «Автопортрет с ангелом» (1993), написанный в момент тяжелейшего духовного кризиса. Выхваченное состояние мгновенного перехода в иное измерение считывается как торжество победившего человека, предстающего в роли триумфатора.
Целая серия полотен посвящена поиску современного типажа: «Сережа» (1985, 2023), «Наташа, коралловые бусы» (1986), портреты художниц О. Утко (1997) и Р. Тихоновой (2022) и других. Облики героев одновременно конкретны и обобщены. Живописец стремится найти образ для каждой модели, исходя из деталей: позы, прически, взгляда, характерных атрибутов. Выразительна «Провинциалка» (1992), облик которой вдохновлен спортсменками и комсомолками А.Н. Самохвалова 1930-х годов. В картине «Дочь рабочего» (2007) используется красочная палитра и акцент на швейную машинку, катушки с нитками, освещенные заходящим солнцем корпуса завода.
Важную роль в искусстве живописца занимает пейзаж, в котором современность непроизвольно сопоставляется с уходящей стариной. В «Синих тенях» (2009) преобладает лаконичность колористического решения: художница применяет цвет для создания впечатления внутреннего движения, его переходы от одного к другому контрастны, но смягчены светотенью. При всей кажущейся простоте мотивов и сюжетов в картинах чувствуется непосредственное жизненное впечатление и внутренняя цельность образа.
Автор выставки уверена, что художник в искусстве должен проявить свою «самость», поэтому каждому произведению она стремится придать особый, узнаваемый почерк. Экспозиция в академических залах познакомит столичного зрителя с многогранным творчеством серьезного, вдумчивого мастера — Ларисы Давыдовой.
Когда: 6 — 24 сентября 2023 года
Где: Пречистенка, 21