Выставка «Горизонты событий» рассказывает об универсальности профессии архитектора и разрушает обывательское представление о том, что архитектор лишь материализует желание заказчика. Основу экспозиции составляет серия графических черно-белых работ «Невесомость» (1998–2018 гг.), выполненная в смешанной технике (карандаш с тушью, печать, аппликация, бумажное плетение). Также здесь представлены работы Тотана Кузембаева из собрания Музея архитектуры, относящиеся к периоду «бумажной архитектуры» 1980-х годов («Город», «Рыба», «Крест»), в том числе семь листов из серии «Информационный город» (1986–1990 гг.) — проекты автобусных остановок и информационных башен для города Зеленограда. В каждой из серий автор проявляет себя как философ, изобретатель, демиург.
Фирменный почерк Тотана-художника начал формироваться 70 лет назад, еще в детстве, посреди бескрайней казахской степи. Из колыбели он видел шанырак — черную дыру в куполе юрты, где движутся звезды на ночном небосводе, а утром — ярко-голубой круг с росчерками следов от самолетов. «В графике Тотана белого всегда было больше. На снежном фоне проступали фантастические города, проявлялись сказочные архитектурные миры. Но вот, при всей любви его к белому, черное, очевидно, стало для Тотана не менее важным. Или, точнее сказать, — стало необходимым на этом этапе его развития. Маятник тотанова творчества докачнулся до черного — и автор, кажется, сам этому удивлен», — пишет Андрей Иванов, архитектор, урбанист, исследователь.
Архитекторы тысячелетиями творили «в плену гравитации», пока в начале XX века идеи тотального преобразования городов не вдохновили их задуматься об освоении воздушного пространства. Спустя три десятилетия ученые преодолели границу Земли — человек в космосе! Архитекторы периода оттепели вновь обратились к футуристическим формам, но в 1970-е годы гравитация окончательно победила: тяжеловесная архитектура не оставляет шансов, прибивая здания к земле. На этом надломе в 1980-х годах в среде студентов МАРХИ родился феномен «Бумажной архитектуры». Тогда последнее поколение архитекторов уходящего тысячелетия решает радикально пересмотреть творческие границы и задаться вопросами: какой может быть архитектура с другими законами физики, вдруг эти законы достаточно лишь вообразить? Именно в это время, после окончания Московского архитектурного института, Тотан Кузембаев оказался в числе хорошо известных на Западе советских «бумажных архитекторов», противостоя отсутствию в те годы архитектурной практики и вынужденному «типовому творчеству».
Графический трактат «Невесомость» (к этой серии относится 44 из 56 графических работ, представленных в экспозиции) повествует о метавселенной Тотана, где космические силы растягивают, скручивают, деформируют города, но не разрушают и не уничтожают материю. Спокойная манера письма, переходящая в миниатюрную, передает ощущение безмятежности жителей этих городов.
В эволюции серии «Невесомость» отчетливо видно, как с годами тема преодоления границ пространства и времени обретает новые формы. Стремление к свободе от гравитации автор передает как в художественном творчестве, так и в реальных объектах, черпая вдохновение для архитектурных проектов именно из созданного им самим художественного мира. Эти поиски можно трактовать как размышления на тему разрушительных действий, которые человечество совершает в отношении окружающего мира.
Когда: 14 июля — 3 сентября 2023 года
Где: ул. Воздвиженка, 5/25, Анфилада