Ф. Алексеев. «Покровский собор, „что на Рву“», 1800-е. Бумага, акварель.
Храмовое зодчество времени правления Ивана IV (1533–1584) за четыре последующих столетия оказалось окутано тайнами и легендами. Сегодня, благодаря новым исследованиям и работе с архивными документами появилась возможность представить искаженные перестройками древние соборы в первоначальном виде, реконструировать облик храмов, разобранных более двухсот лет назад. и узнать о мастерах, создавших архитектурные шедевры.
Экспозиция начинается с рассказа о соборах, построенных итальянскими и псковскими мастерами во времена правления Ивана III и Василия III (последняя четверть XV — первая треть XVI вв.), в частности, о церкви Вознесения в Коломенском, возведённой в 1532 году в честь рождения будущего царя Ивана IV.
Е. Скотников, П. Моисеев. «Авраамий Палицын с Лобного места при стечении народа и войск на фоне Кремля читает решение Земского собора». Лист из альбома «Рисунки, принадлежащие к Книге об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича», Москва, 1856. Бумага, гравюра очерком, акварель, золотая краска.
Посетители выставки узнают об архитектурных особенностях Собора Покрова на Рву, церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1560-1570-е гг.), Преображенского собора Соловецкого монастыря (1558–1566 гг.) и других памятников храмовой архитектуры времени Ивана Грозного.
Отдельный зал посвящен разрушенному более 200 лет назад пятишатровому Борисоглебскому собору в Старице (1556–1561 гг.), построенному одним из последних удельных князей Владимиром Андреевичем Старицким. Здесь представлены научные реконструкции храма, выполненные в XX столетии и в первых десятилетиях XXI века.
Д. Сухов. «Борисоглебский собор в Старице Тверской области. Реконструкция», 1928. Бумага, тушь, акварель
На выставке покажут предметы фасадного декора храмов: керамические иконы «Распятие» и «Спас Нерукотворный», созданные в 1561 году для Борисоглебского собора в Старице, фрагменты керамической иконы Распятие, найденные во время археологических раскопок, части керамических надписей Старицкого храма и собора Покрова на Рву. Экспозицию дополняют фрагменты керамической декорации фасадов церквей XVI века, образцы кирпичей, из которых построены собор Покрова на Рву, церковь в селе Дьяково, собор Соловецкого монастыря, иконы XVI–XIX веков и макеты древних храмов.
Троицкая церковь в селе Чашниково (XVI в.). Терракотовая плитка с дельфинами с фриза восточного фасада. Копия.
Церковь Ризоположения Московского Кремля (1476). Рельефная терракотовая плитка с растительным орнаментом.
П. Любимский по обмерам О. Савицкой. Соловецкий монастырь. Реконструкция. Дерево, картон, шпон, пластик, металл, песок, мелкий гравий, окрашивание.
Главным архитектурным символом эпохи Ивана Грозного стал собор Покрова на Рву в Москве. История строительства и перестроек собора, изменений его внутреннего убранства второй половины XVI–XVII века раскрывается в серии работ современного архитектора-реставратора Владислава Рябова, много лет изучавшего памятники этого периода. Помимо Покровского собора посетители смогут увидеть изображения и реконструкции церкви в Дьякове и Борисоглебского собора в Старице, основанные на материалах последних научных исследований.
Владислав Рябов. Собор Покрова на Рву (Василия Блаженного), 1555-1561. Реконструкция на конец XVI в. Вид с северо-востока со стороны Красной площади. Звонница (2 половина XVI), придел Василия Блаженного (1588), справа — Лобное место (после 1549).
Н. Соболев. Собор Покрова на Рву (1555-1561). Западный фасад. Проект реставрации, 1950-е гг. Бумага, тушь, акварель.
Владислав Рябов. Собор Покрова на Рву (1555-1561). Разрез по центральной оси север-юг. 2015. Тонированная бумага, тушь, белила, смешанная техника.
Для погружения в эпоху на выставке представлены портретные изображения Ивана IV, в том числе фреска XVII века с его портретом, книги иностранных путешественников с видами Собора Покрова на Рву, получившего известность как храм Василия Блаженного (1555–1561 гг.) и Александровой слободы, а также «Апостол» Ивана Фёдорова (1564 г.) — книга, которая после основания Иваном IV Печатного двора в Москве открыла эру книгопечатания на Руси.
Когда: 1 марта — 12 мая 2024 года
Где: Москва, Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева, Анфилада.
П. Барановский. Церковь Воскресения в селе Городня (1560-е гг.). Проект реставрации, 1921. Бумага, тушь.