Название выставки «Свои/Чужие» выбрано не случайно. Она объединяет четырех стилистически разных художников, признанных ныне классиков позднесоветского искусства, которые еще 40 лет назад были не просто мало востребованы, но буквально находились на грани забвения: Дмитрия Иконникова, Наталью Нестерову, Льва Табенкина и Василия Шульженко. Они ярко проявили себя в 1980-е годы и были представителями так называемого «левого» МОСХа (это давно устоявшаяся аббревиатура Московского отделения Союза художников). На первый взгляд может показаться, что их полотна нарочито грубоваты, однако это впечатление обманчиво, — за кажущейся простотой и резкостью скрываются глубокие смыслы, свобода и, зачастую, дерзость.
С конца 1960-х годов в СССР значительно изменился политический климат. Официальная культурная политика заключалась в том, чтобы игнорировать те явления в искусстве, которые касались диссидентского движения. При этом необходимо было поощрять молодых авторов, которые напрямую не относились к нонконформизму. При Московском союзе художников была создана молодежная секция, в которой довольно лояльно относились к проявлениям самости, «инаковости». Именно поэтому художники, состоявшие в «молодежке», могли позволить себе более свободные высказывания и предложить искусство, альтернативное соцреализму.
Наталья Нестерова (1944 — 2022) — одна из выдающихся женщин-художниц второй половины ХХ века, «амазонка левого МОСХа». Стилистически ее работы тяготеют к традиционному, лубочному искусству. Она тонкий живописец, совмещающий в своих работах нюансы пастозной палитры и дифференциацию с наивным рисунком. «Герои композиций Натальи Нестеровой совершают обычные действия: они принимают пищу, прогуливаются, играют в самые разнообразные игры, ловят бабочек, встречают пароходы, танцуют, влюбляются. Но почему-то бабочки улетают, на обеденном столе исчезают вилки и ложки, пароходы, не останавливаясь, проходят вдоль берега, а влюбленные не могут найти общий язык», — писал о ее картинах искусствовед Виталий Пацюков.
Дмитрий Иконников (1952 — 2019) был графиком и никогда не отступал от выбранного в студенческие годы пути, он работал исключительно на бумаге. При этом его работы неподготовленному зрителю сложно определить как графические. Связано это и с тем, что художник часто работал в большом формате, а листы закреплял на твердую основу. Кроме того, мастер часто выбирал гуашь, обращая густую и плотную краску в легкую, практически невесомую субстанцию.
Лев Табенкин (1952 г.р.) окончил Московский полиграфический институт в 1975 году и всего через три года стал членом Союза художников. Его творчество было почти сразу отмечено критиками, признававшими его мастером пластической живописи. Цвет для художник почти как глина, из которой он лепит своих героев. Гротескные животные Табенкина символизируют человеческие страсти, свободу, силу, страдания и слабость. Хотя сюжеты работ очень просты, они убедительны, жизненны и самодостаточны.
Московского художника Василия Шульженко (1949 г.р.) можно назвать мастером гротескного реализма, или, как определяет он сам, художником «фигуративной живописи в жанре свободной фантазии». Нарочито карикатурное и сюрреалистическое, но меткое изображение быта простых русских людей в картинах Шульженко вызывает у зрителя неоднозначные чувства. Через сатирические, иногда даже скабрезные сюжеты художник обращает внимание на проблемы и изнанку общества, в котором живет. Шульженко изображает мир таким, какой он есть, одновременно странным и неприглядным, но в то же время цепляющим и знакомым в своей простоте и правдивости.
Когда: 18 января — 25 февраля 2024 года
Где: Москва, галерея Artstory