Чатсуорт-Хаус, один из красивейших замков Англии, называют «домом-сокровищницей», поскольку здесь хранятся огромные коллекции произведений искусств, собранные владельцами — членами семейства Кавендиш. Именно здесь, кстати, снимали в 2005 году фильм «Гордость и Предубеждение», а в 2008 году фильм «Герцогиня» с той же Кирой Найтли в роли герцогини Девонширской.
Выставка «Размышление о дизайне», одним из кураторов которой стал Гленн Адамсон — американский писатель и историк, бывший директор Музея искусства и дизайна (MAD) в Нью-Йорке, — задумана как диалог с прежними владельцами Чатсуорт-Хаус: она представляет современные работы, тесно связанные с домом, садом и коллекциями Чатсуорта.
В вестибюле посетителей встречает люстра Dark Vernus Ини Арчибонга (Ini Archibong), созданная специально для этой локации. Как и многие другие работы дизайнера, она воздействует не только на зрение, но и на слух: Арчибонг добавил к свету музыку собственного сочинения.
Британский дизайнер Фэй Тугуд (Faye Toogood) сопроводила свою работы не музыкой, а текстом: «Мне казалось, что я открываю что-то, что всегда здесь было — что-то почти доисторическое, что было потеряно во времени, и моя работа заключалась в том, чтобы найти это снова». Предметы, которые вошли в ее коллекцию Assemblage 7: Lost and Found, выглядят так, будто они были найдены во время археологических раскопок.
Работам Фэй Тугуд отданы две комнаты: для дубового зала она создала композицию из вырезанного вручную дубового стола и двух стульев из мореного дуба. Несмотря на схожую форму, эти предметы вызывают совершенно другое ощущение, чем каменные объекты, помещенные в часовню: это различие между повседневным и священным.
Ряд предметов были сделаны в расчете на конкретные пространства Чатсуорта: кресло южнокорейского дизайнера Джей Сэ Чжон О (Jay Sae Jung Oh) предназначалось для музыкальной комнаты. Кресло, похожее на трон, состоит из ряда сломанных инструментов, плотно связанных друг с другом кожаным шнуром. Присмотревшись, можно различить барабан, валторну и электрогитару.
Выросший в провинции Восточный Кейп в Южной Африке художник-керамист Андиле Дьялване (Andile Dyalvane) «услышал в глине зов предков». Крупномасштабные керамические произведения художника часто содержат символические пиктограммы и узоры, воспевающие традиции народа коса. В семи работах, созданных для выставки, он вернулся к языку, который разработал на английских берегах. После путешествия по Корнуоллу его сосуды приобрели форму утесов, возвышающихся над морем.
Мексиканский художник Фернандо Лапоссе (Fernando Laposse) много работает с растительными волокнами, которые обычно воспринимаются как мусор. Среди них сизаль, мочалка и кукурузная шелуха. Сизаль — это волокно агавы, суккулента, который используется для производстве текилы. Художник не только демонстрирует возможность инновационного использования этого материала, но и организует обширные посадки агавы, чтобы поддержать экономику региона.
Майкл Анастасиадес (Michael Anastassiades) прославился работами, в которых тонко сочетаются материал и свет. Световая инсталляция Анастасиадеса для библиотеки представляет собой комнатную бамбуковую рощу. Стебли «бамбука» тщательно обработаны вручную и привязаны к луковицам вощеными льняными нитями. По словам дизайнера, это проект был упражнением в переговорах с вечно изменчивой природой.
Полное название выставки «Зеркальное зеркало. Размышления о дизайне в Чатсуорте» намекает на «волшебство» Чатсуорт-Хауса и его способность создавать эффект путешествия во времени, подобно старинному зеркалу. Посмотрев на свое отражение в зеркале XVII или XVIII века, вы чувствуете себя так, словно заглянули в прошлое. Выставка работает примерно так же: заставляет посетителя задуматься о связи времен.