Тимур Новиков. «Без названия», 1989. Ткань, аппликация. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных.
Традиционные техники ткачества, вышивки и коллажа соединяются сегодня с технологическими и стилевыми экспериментами. Современные художники, работающие с текстилем, используют все пластические возможности этого тактильного материала. Авторский текстиль прекрасно себя чувствует в поле актуального искусства, превращаясь подчас в объект исследования или художественное высказывание.
Аня Желудь. Ladies' Choice Dance, 2008. Металл. Коллекция Екатерины и Владимира Семенихиных.
Выставка в Фонде культуры «Екатерина» состоит из четырёх разделов, посвященных формам использования текстиля в искусстве конца XX — начала ХХI века. Мягкость и легкость материи, колышущейся от движения воздуха, привлекают художников, которые используют полотно как основу для своих произведений. В работах Марии Арендт, Лизы Ольшанской и Аси Маракулиной невесомое и подвижное текстильное полотно сочетается с графичной вышивкой, благодаря которой лучше проявляется структура ткани.
Мария Арендт. «Башни Шухова на Оке», 2010. Льняное полотно, вышивка, смешанная техника. Галерея Тотибадзе.
Одни авторы обращаются к свойствам фактуры текстиля и технике коллажа. Сшивая вместе разные по фактуре и цвету лоскуты, художники выстраивают композиции, наполненные неожиданными смыслами. В экспозиции представлена знаковая работа Лидии Мастерковой «Композиция. Прилуки», созданная в технике коллажа с использованием тканевых фрагментов. В текстильных работах Виталия Тюрлика большое место отведено импровизации и приемам спонтанного творчества.
Лидия Мастеркова. «Композиция. Прилуки», 1960–1961. Ткань, коллаж. Коллекция Евгения Николаевича Хамина.
Федор Львовский. «Нескончаемый полет», 2017. Ручное ткачество, шерсть, дерево, лазерная резка, акрил. Галерея Atelier Choutko.
Гоша Острецов. Гобелен «Главный мастер» # 1/5. 2021. Ручное ткачество, шерсть, хлопок. Галерея Atelier Choutko.
В современном языке слово ткань имеет множество значений: это не только материя, но и структура материала и образа. Один из самых больших разделов выставки посвящен произведениям, в которых традиционные технологии и текстильные принципы работы соединяются с новаторским подходом к самому материалу.
Кирилл Манчунский. «Иллюминатор», 2023. Ткань, батик, машинная и ручная вышивка. 11.12 Gallery.
Другие авторы обращаются к традиционным формам работы с текстилем, перенося на них яркие и подчас ироничные художественные образы. Так, орнамент на ковре «Ти Ви Гудбай», выполненном по дизайну Юлии Маркос, изображает заставку, которая появлялась в каждом советском телевизоре после окончания вещания. В работах художницы Милы Введенской особую роль играет структура ткани: мерцающая и парящая, она создаёт пространство, в котором форма неотделима от содержания.
Мила Введенская. Панно-текстильный перформанс из серии «Послание в бесконечность» в двух частях, 2022. Натуральная вискоза; роспись маркерами по ткани, перфорирование.
Последний раздел выставки представляет произведения, синтезирующие разные медиа и раскрывающие потенциал текстиля в мире современного искусства. Важное место среди этих работ занимают сайт-специфик объекты. На экспозиции представлен объект Александры Островской «Точка опоры», первоначально подготовленный для павильона Миловида в Царицыно.
Когда: 15 марта — 12 мая 2024 года
Где: Москва, Фонд культуры «Екатерина»
Текстильная лаборатория. «Сложилось / не сложилось», 2021. Предоставлено автором.
Александра Островская. «Наполненная пустота/самонаблюдение», 2021. Сварная сетка, хлопок, вискоза, ручное ткачество. Предоставлено автором.