В 1920-е годы Павел Филонов предлагал изменить всю систему художественного образования. Основой обучения должен был стать разработанный им метод аналитического искусства. Художник писал о необходимости коллективной работы мастеров и учеников и определял роль школы как мастерской производства.
Коллектив мастеров аналитического искусства (МАИ) сформировался в сентябре 1925-го. Его организации предшествовали летние занятия в Академии художеств, на которых Филонов знакомил студентов со своей системой. Он не получил приглашения от Академии преподавать по своему методу, но многие студенты захотели продолжить занятия и начали приходить к Филонову в его комнату в доме на Карповке (ул. Литераторов, 19).
В истории отечественного искусства «школа Филонова», просуществовавшая до смерти мастера в декабре 1941-го, была самой многочисленной творческой мастерской. Известно почти сто имен художников, постоянно работавших под его руководством или получавших «установки», как он говорил, на нескольких уроках; знакомившихся с его методом в письмах, получавших разъяснения принципов аналитического искусства и рецензии на свои композиции.
Ученики Филонова не подписывали свои работы, как и сам мастер. Своим творчеством они утверждали единый метод, пригодный для любой формы — от огромных панно до книжной иллюстрации — и доступный любому начинающему художнику.
Учеба у Филонова была занятием непростым. «Плачь, а рисуй», — вспоминала свой первый урок одна из его учениц. Учитель требовал от учеников полной отдачи и безоговорочного следования принципам аналитического искусства. На работу над первой композицией отводилось всего три дня. На экспозиции можно увидеть первые работы у Филонова Павла Кондратьева и Прасковьи Важновой из собрания Государственного Русского музея.
Самыми крупными и важными событиями для школы Филонова были выставка МАИ в Доме печати (Шуваловском дворце, наб. Фонтанки, 21) и оформление комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» на сцене театра Дома печати в 1927-м.
В экспозиции представлены четыре из десяти сохранившихся полотен с этой выставки и костюмы, созданные мастерами аналитического искусства для гоголевской комедии, поставленной Игорем Терентьевым. Режиссер задумывал «Ревизора» как фарс, поэтому костюмы вносили своеобразный дух карнавала, преувеличенно подчеркивая характеры действующих лиц, иногда доводя их трактовку до откровенной иронии над персонажем.
Когда: до 22 января 2024 года
Где: Санкт-Петербург, Государственный Русский музей