Выставка строится вокруг разноуровневого восприятия художниками дачи как места для творчества. В проекте представлено около 30 работ 13 авторов разных поколений, таких как Эрик Булатов, Олег Васильев, Сергей Гета, Евгений Гороховский, Николай Касаткин, Андрей Красулин, Владимир Куприянов, Олег Ланг, Аркадий Петров, Виталий Пушницкий, Михаил Рогинский, Борис Свешников, Владимир Яковлев. Большинство произведений были созданы во второй половине XX века, однако также будут работы, выполненные в начале XXI.
Произведения в экспозиции «Сделано на даче» будут собраны согласно узнаваемым сюжетам летнего быта загородом, которые сопровождаются воспоминаниями об ощущениях, звуках и запахах. При этом выставка будет затрагивать несколько смысловых уровней понятия «дача». Так, например, участвующие в проекте произведения Эрика Булатова, Олега Васильева, Николая Касаткина и Бориса Свешникова полностью посвящены пейзажу, однако дача как место создания этих работ для всех четырех авторов значит совершенно разное.
Для Свешникова — это вынужденное изгнание, в котором живопись является процессом исцеления; для Касаткина — счастье возвращения к самому себе именно через изображение пейзажа; для Булатова и Васильева дачные этюды — это короткая передышка в долгом концептуальном диалоге с окружающими. В качестве ключевой темы здесь выступает созерцание и внутренний диалог.
В работах Андрея Красулина дача — это важное физическое место, источник материала и сюжетов для будущих работ, с одной стороны, и образ, определивший вектор творческого пути, с другой; для Олега Ланга и Аркадия Петрова дача — это осознанный выбор аскезы и тишины в противовес шумному городу, где они писали картины, далеко не всегда связанные с темами загородной жизни.
Следующим уровнем прочтения темы дачи становятся образы конкретных предметов, которые легко пробуждают собственные воспоминания зрителя, например, граненый стакан в графике Сергея Геты, только что собранные яблоки на картине Владимира Яковлева, летние цветы в ранних акварельных натюрмортах Евгения Гороховского и в живописи Михаила Рогинского, большая фигура из веток Андрея Красулина. Объекты и отдельные образы формируют как сюжеты-метафоры, так и прямые отсылки к индивидуальным ассоциациям, которыми дышит выставка.
Отдельное внимание сфокусировано на фактурах и материале — дерево ящика, в котором хранили вещи, собирали овощи по осени, а, может быть, пили водку сидя на шаткой конструкции из досок, как в произведениях Андрея Красулина. Скульптура Виталия Пушницкого из серии «Империя» создана из дерева дачного забора автора, что является смыслообразующим элементом для художника. Олег Ланг же часто использовал мешковину от почтовых посылок, которая решала не только декоративные и композиционные, но и тактильные задачи.
Простое определение «дача» включает в себя множество разных смыслов и состояний, возможность выбирать себя в диалоге, оставаться свободным, а само место зачастую дает возможность продолжать работать вне временнЫх обстоятельств.
Когда: 22 июня — 24 августа 2024 года
Где: pop/off/art 2.0, г. Москва