Игорь Грабарь. «Иней». 1904. Вятский художественный музей имени В.М. и А. М. Васнецовых, Киров. | Источник: пресс-служба выставки

Игорь Грабарь. «Иней». 1904. Вятский художественный музей имени В.М. и А. М. Васнецовых, Киров.

Фото

пресс-служба выставки

На трех этажах музея соберут более 150 произведений из 75 государственных и частных собраний со всей страны от Калининграда до Владивостока и Хабаровска: Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Вятского художественного музея имени В.М. и А. М. Васнецовых, а также из собственной коллекции музея.

Этим проектом музей не ставит перед собой задачи проследить весь путь импрессионизма в России или сформировать глоссарий отечественных мастеров-«впечатленцев». Выставка познакомит с главными чертами руссого импрессионизма и подчеркнет ее национальные особенности.

Константин Коровин. «Бульвар в Париже». Из серии «Парижские огни». 1912. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева | Источник: пресс-служба выставки

Константин Коровин. «Бульвар в Париже». Из серии «Парижские огни». 1912. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева

Фото

пресс-служба выставки

Откроют экспозицию полотна, «изображающие воздух» и выявляющие природу света. Следом за ними представлена работа живописцев с цветом. Русские художники, как и их французские коллеги, экспериментировали с палитрой и пришли к несвойственной для этого стиля темной гамме с эффектами ночного освещения и петербургской невской водой, для которой куратор предлагает термин «черный импрессионизм».

Константин Горбатов. «Улица провинциального города». 1920. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник | Источник: пресс-служба выставки

Константин Горбатов. «Улица провинциального города». 1920. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Фото

пресс-служба выставки

Отдельное внимание уделено этюдам Исаака Левитана, Леонида Пастернака, Леонарда Туржанского, впервые приравненным импрессионистами к самостоятельному произведению. Продолжением этого раздела станут пленэрные композиции Виктора Борисова-Мусатова, Николая Тархова и Давида Бурлюка. Практике импрессионизма будет посвящен и блок «Мастерская», где зритель сможет попасть в учебные классы Академии художеств и МУЖВЗ.

Арнольд Лаховский. «Набережная Фонтанки. Баржи с дровами». Конец 1910-1920-е. Частное собрание, Москва | Источник: пресс-служба выставки

Арнольд Лаховский. «Набережная Фонтанки. Баржи с дровами». Конец 1910-1920-е. Частное собрание, Москва

Фото

пресс-служба выставки

Николай Клодт. «Заросший пруд». 1910. Собрание Музея русского импрессионизма | Источник: пресс-служба выставки

Николай Клодт. «Заросший пруд». 1910. Собрание Музея русского импрессионизма

Фото

пресс-служба выставки

Открытием импрессионистов стали и демократичные сюжеты: пикники, чаепития, катания в лодке, посещения кафе и театров. Приобрел популярность «русский мотив»: посетители увидят, как на смену вибрирующим бульварам Парижа пришли улицы уездных русских городов Константина Горбатова и Петра Петровичева, а вместо актрис на портретах появились молодые крестьянки в исполнении Абрама Архипова.

Новаторские композиционные приемы мастера заимствовали, как и французские коллеги, из фотографии и японской гравюры: в сопоставлении с тиражной графикой предстанут работы Константина Кузнецова, Игоря Грабаря и Василия Переплетчикова.

Абрам Архипов. «Молодая крестьянка». 1920. Частное собрание, Москва | Источник: пресс-служба выставки

Абрам Архипов. «Молодая крестьянка». 1920. Частное собрание, Москва

Фото

пресс-служба выставки

Лукиан Попов. «В саду (Чаепитие)». 1911. Оренбургский областной музей изобразительных искусств | Источник: пресс-служба выставки

Лукиан Попов. «В саду (Чаепитие)». 1911. Оренбургский областной музей изобразительных искусств

Фото

пресс-служба выставки

Начатый в экспозиции разговор о передаче световоздушной среды на картинах продолжит современная художница Ирина Корина, работы прапрадеда которой — Алексея Корина также включены в экспозицию. Специально к выставке в холле музея поставят инсталляцию «Наглядные пособия», она посвященная свету как физическому явлению. Произведение сфокусирует внимание зрителей на значении научных открытий в формировании нового живописного языка.

Александр Богомазов. «Портрет Ванды». 1907–1908. Частное собрание, Москва | Источник: пресс-служба выставки

Александр Богомазов. «Портрет Ванды». 1907–1908. Частное собрание, Москва

Фото

пресс-служба выставки

Дмитрий Щербиновский. «Пароход». 1902. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник | Источник: пресс-служба выставки

Дмитрий Щербиновский. «Пароход». 1902. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Фото

пресс-служба выставки

К выставке выпустят книга о русском импрессионизме. В программной статье «Импрессионизм и окрестности: русская версия» искусствовед Ирина Вакар размышляет о пути нового течения в России и рассказывает, как эти приемы и методы помогали Илье Репину и Василию Поленову, Константину Коровину и Валентину Серову, а следом за ними и Михаилу Ларионову и Роберту Фальку в решении творческих задач, а также как пленэрные практики повлияли на русское искусство.

Петр Кончаловский. «Дом в Белкине». 1907. Музей истории города Обнинска | Источник: пресс-служба выставки

Петр Кончаловский. «Дом в Белкине». 1907. Музей истории города Обнинска

Фото

пресс-служба выставки

Незрячие и слабовидящие посетители смогут познакомиться с тактильными барельефами к работам Константина Коровина, Николая Фешина, Станислава Жуковского, Абрама Архипова, Игоря Грабаря и Ивана Куликова как самостоятельно, так и на бесплатных экскурсиях с тифлокомментированием. По окончании выставки макеты станут доступны посетителям музеев Мурома, Рыбинска, Кирова и Владивостока.

Станислав Жуковский. «Летнее утро. Усадьба Рождествено». 1918. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник | Источник: пресс-служба выставки

Станислав Жуковский. «Летнее утро. Усадьба Рождествено». 1918. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Фото

пресс-служба выставки

Дополнит впечатления акустический перформанс от Театрального салона «Сцена 23». Режиссер Денис Азаров и композитор Олег Макаров создали особое акустическое пространство, где музыка соединяется с повседневными звуками — шепотом, шагами — и помогает погрузиться в атмосферу выставки. В рамках просветительской программы к выставке в музее откроется театральная гостиная — серия встреч с ведущими режиссерами и актерами.

Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Ивановский областной художественный музей

Константин Коровин. Натюрморт. 1916. Ивановский областной художественный музей

Для детей и подростков составили большую программу знакомства с импрессионизмом и его национальными чертами — в рамках экскурсионного сериала и познавательно-развлекательного клуба, живописных мастер-классах и творческих занятий.

Когда: 14 февраля — 1 июня 2025 года

Где: Москва, Музей русского импрессионизма

Николай Богданов-Бельский. «Лето». 1911. Собрание Музея русского импрессионизма

Николай Богданов-Бельский. «Лето». 1911. Собрание Музея русского импрессионизма

Михаил Шемякин. «Гиацинты ночью.» 1912. Собрание Музея русского импрессионизма

Михаил Шемякин. «Гиацинты ночью.» 1912. Собрание Музея русского импрессионизма