М. Искрицкий. «Введение во храм девы Марии», 1730.
В экспозицию войдут 43 произведения выдающихся мастеров русской школы живописи — Ильи Репина, Василия Поленова, Михаила Нестерова, Виктора Васнецова, Тимофея Неффа, Дмитрия Стеллецкого, и работы менее известных для широкого круга любителей искусства художников из частных собраний.
Б. Анисфельд. «Пьета», 1958.
Предшественником русской живописи на религиозную тему было иконописание, на протяжении многих веков остававшееся ядром древнерусской культуры вплоть до конца XVII века. В царствование Петра I появилась мода на светскую и религиозную живопись, сформировавшуюся под влиянием западноевропейского искусства.
П. Петровичев. «Интерьер церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода», 1911.
Одним из важных событий в русской художественной культуре второй половины XVIII века стало открытие в 1757 году Академии художеств, которая играла значительную роль в подготовке художников. Сюжеты картин на библейские темы часто предлагались выпускникам Академии в качестве конкурсных работ. К тому же с первой половины XIX века активно начали строить новые храмы, для которых создавались росписи и иконы.
Г. Семирадский. «Христос у Марфы и Марии», конец XIX века. Холст, масло.
С. Милорадович. Реставрация Успенского собора Московского Кремля, 1914–1918.
С. Милорадович. Реставрация Успенского собора Московского Кремля, 1914–1918.
Творчество художников второй половины XIX-начала ХХ века Ильи Репина и Василия Поленова занимает особое место в истории русского религиозного искусства. В их работах классический академизм сочетается с поисками реалистического художественного языка передвижников.
Религиозная живопись Репина (1844–1930) известна меньше, чем другие его произведения. Но к этой теме он обращался не раз и выполнил множество картин на евангельские сюжеты: «Воскрешение дочери Иаира», «Плач Иеремии на развалинах Иерусалима», «Николай Чудотворец из Миры в Ликии освобождает от смерти трех невинно осужденных», «Тайная вечеря» и многие другие. В 1886 году появляется цикл картин Репина, который он назвал «Евангельские сюжеты».
И. Репин. «Взятие Христа под стражу».
Василий Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. Обращаясь к евангельским сюжетам, он стремился переосмыслить их традиционное, академическое изложение, заострить нравственную проблематику. Его картины «Воскрешение дочери Иаира», «Христос и грешница», этюды из путешествий на Святую землю вошли в сокровищницу русского искусства. Задумав цикл «Из жизни Христа», Поленов в 1899 году отправился на Ближний Восток, чтобы собрать материалы для реализации своего замысла.
В. Поленов. «Утром, вставши рано», 1909.
В 1880-е годы начался переход от историзма и неорусского стиля к эстетике модерна. Росписи стен и иконы Виктора Михайловича Васнецова и Михаила Васильевича Нестерова, исполненные для Владимирского собора в Киеве, повлияли на развитие религиозного искусства 1900-х годов.
В начале XX века русское искусство начало резко меняться, пересматривая устоявшиеся каноны. Многие художники-авангардисты обращались к христианским образам и евангельским сюжетам. Примером тому служат работы «Рождество Христово» Бориса Смирнова (1881–1954) и «Брак в Кане Галилейской» — единственная сохранившаяся картина Людмилы Андреевны Прудковской (1889–1918), сестры знаменитой художницы-авангардистки Надежды Андреевны Удальцовой (1886–1961).
Борис Смирнов. «Рождество Христово», 1910-e годы. Бумага, гуашь, акварель.
А. Коновалова. «Херувимская», 1900-е годы.
После Октябрьской революции 1917 года многие художники уехали из страны. На выставке представлено несколько работ художников-эмигрантов. Это три картины с изображением Богоматери Марии Васильевой (1884–1957) — одной из самых ярких представительниц «Парижской школы». Икона «Святая мученица Феврония» была написана Дмитрием Стеллецким (1875–1947) в память о Февронии Павловне Нарышкиной, урожденной княжне Орбелиани (1852–1930).
Когда: 27 сентября — 17 ноября 2024 года
Где: Тверь, Тверская областная картинная галерея
М. Васильева. «Благовещение», 1931.
М. Васильева. «Богоматерь», 1934.