Новая выставка приурочена к 80-летию давнего друга Музея архитектуры, профессора славистики Тулейнского университета в Новом Орлеане Уильяма Крафта Брумфилда — человека, который всю жизнь изучает русскую культуру и знакомит с ней мир.
Летом 1970 года в рамках преподавательского обмена с МГУ состоялась первая поездка Уильяма Брумфилда в СССР. Привезенные из этой поездки 120 пленочных диапозитивов стали его первым фотографическим опытом. С 1970-го по начало 2000-х американский профессор снимал на пленку, а потом перешел на цифровой фотоаппарат. Сегодня большая часть негативов оцифрована, и вся коллекция составляет около 150 000 снимков.
«Первая выставка Уильяма Брумфилда в России прошла в нашем музее в 2001 году и рассказывала о Русском Севере. В этом году мы представляем работы фотографа, посвященные архитектуре советского авангарда, на которую он обратил внимание еще в те годы, когда творчество архитекторов-авангардистов не было так популярно, как сегодня», — рассказывает о выставке Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Кадры Брумфилда фиксируют непростую судьбу сооружений 1920-1930-х годов: их неприглядное старение, а в отдельных случаях и полный упадок, более или менее удачные реставрации первых лет моды на искусство этой эпохи. Пристальный и любящий взгляд Уильяма Брумфилда заставляет задуматься о величии и уязвимости архитектурного наследия нашей страны.
На выставке представлено 313 фотографий памятников русского авангарда разных городов России от Москвы до Хабаровска, снятых Уильямом Брумфилдом за почти полвека его дружбы с СССР и Россией — с 1971 по 2019 годы.
Экспозиция структурирована по регионам, в которых Брумфилд фотографировал памятники авангарда: Москва, Ленинград, раздел «От Урала до Дальнего Востока» и отдельные города Центрального Поволжья, Центральной и Южной России.
Раздел, посвященный зданиям московского авангарда, самый обширный: он занимает большую часть выставки. «Настоящим центром моего восприятия советского авангарда оставалась Москва», — говорит Уильям Брумфилд.
Здесь представлены серии любимых объектов автора: дом Наркомфина, построенный по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса, Дом культуры имени Зуева авторства Ильи Голосова, Дворец культуры Пролетарского района (автозавода имени А.И. Лихачева) братьев Весниных, экспериментальный дом-мастерская архитектора Константина Мельникова, его же рабочие клубы и гаражи.
Архитектурный авангард Ленинграда занимает особое место в творческой биографии Уильяма Брумфилда: именно в этом городе в 1971 году американский преподаватель славистики впервые обратил внимание на архитектуру 1920-х-1930-х годов и начал снимать ее на пленку. Фотография Дворца культуры имени С. Кирова архитектора Ноя Троцкого, который находился рядом с общежитием на Васильевском острове, где жил ученый, стала первой в «авангардной» коллекции Уильяма Брумфилда.
«От Урала до Дальнего Востока» — третий раздел экспозиции, отражает широту географического охвата путешествий Уильяма Брумфилда по России. Главное место занимает серия фотографий в Екатеринбурге, среди которых — снимок знаменитой «Белой» водонапорной башни.
В этом разделе можно увидеть снимки памятников авангарда Перми, Березников, Челябинска, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. «Новый этап в изучении архитектуры советского авангарда начался в 1999 году с моей первой поездки на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток. Я был впечатлен тем, как хорошо сохранились памятники конструктивизма в Екатеринбурге, Новосибирске и Хабаровске…», — рассказывает об этапе своего творчества Уильям Брумфилд.
Четвертый раздел выставки включает в себя фотографии отдельных городов Европейской части России. Сюда вошли немногочисленные снимки памятников Казани, Самары, Коломны, Ростова-на-Дону, Таганрога, Сочи.
Особенно фотографа впечатлила история здания Ростовского академического театра драмы имени Максима Горького, построенного в форме гусеничного трактора, но утраченного в годы Великой отечественной войны. Он попал в объектив фотографа в 2016 году, уже после восстановления, с некоторыми отклонениями от первоначального вида.
Основная идея выставки — передать личные впечатления фотографа от архитектуры советского авангарда. Экспозиция подчеркнута необычным оформлением: снимки одних и тех же объектов, сделанные в разные годы с похожих ракурсов разными фотоаппаратами представлены в виде фотопленок, «нарезанных» в соответствии с годами съемки. Благодаря этому приему удалось показать процесс фотографирования: поиск ракурса, вдохновение моментом, личный интерес фотографа к объекту съемки.
Когда: 24 июля — 1 сентября 2024 года
Где: Москва, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Аптекарский приказ