Уже в первые века христианства для богослужений вне храма использовали особый переносной столик, а впоследствии — кусок ткани со вшитыми в него частицами мощей, служивший престолом. В дальнейшем этот прямоугольный плат, получивший название антиминс (вместопрестолие), стал обязательным для совершения литургии. На Руси антиминсы известны с XII века — на протяжении нескольких столетий их изготавливали рукописным способом. На выставке представлены несколько таких ранних образцов с изображением Креста.
История гравированных (печатных) антиминсов связана с реформами патриарха Никона. Сразу после Московского собора 1655 года последовал указ патриарха о подготовке первого гравированного антиминса. В качестве изображения для него была выбрана композиция «Оплакивание Христа», известная в антиминсах Православного Востока.
В XVIII веке над созданием антиминсов работали выдающиеся мастера — знаменитые граверы петровской эпохи братья Иван и Алексей Зубовы, с именами которых связано утверждение антиминсов Нового времени, известный живописец и рисовальщик А. П. Антропов, гравер И. А. Соколов и другие. Автором последнего рисунка для гравированного антиминса стал академик живописи Ф. Г. Солнцев (1855 год). После для изготовления антиминсов начинают использовать полиграфические технологии, в частности, гальванопластику.
Посетители выставки смогут увидеть практически все иконографические варианты гравированных антиминсов с начала их появления в России в 1655 году и до середины XIX века, когда на смену гравюре пришла новая техника печати.
Среди cобранных на выставке произведений — редкие памятники иконописи, гравюры и литографии с видами монастырей и портретами церковных иерархов из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и Музея христианского искусства «Церковно-археологический кабинет» Московской духовной академии.
Когда: 26 сентября — 24 ноября 2024 года
Где: Москва, Музей имени Андрея Рублева