В трех залах галереи представлены работы художников по стеклу Александры Ярмольник, Таисии и Александра Фокиных, Ольги Трейвас, Овика Манукяна, Светланы Евдокимовой, Юлии Мерзликиной, Альфии Ширинской, Анастасии Прибельской и Дарьи Болховитиной соседствуют с новыми работами Марии Пуховой, Виктора Копейкина, Милены Стрелковой, Анны Третьяк, Ангелины Орловой, Елены Зайцман, Алены Антоновой — всего в общей сложности около 100 объектов в разных техниках и стилях, созданных в период с 2000 года по наше время 33 художниками. Здесь есть зеркала, вазы, светильники, скульптуры, масштабные инсталляции, которые объединены общим материалом — стеклом.
Первая часть экспозиции посвящена новаторству — объектным конструкциям, придуманным студией Fresh.Glass из Москвы, которая в 2023 году стала победителем молодежной номинации Венецианского фестиваля Venice Glass Week.
Скульптор Мария Кошенкова бросает вызов традиционным представлениям о красоте. Она исследует эстетику безобразного, призванного стать мощным средством для глубокого эмоционального воздействия. На выставке представлена серия масштабных работ в сложной гутной техники.
Многие из представленных на выставке объектов отражают женский взгляд на работу с этим хрупким материалом. Изысканно тонкие, нежные по цвету, многослойные и насыщенные глубокой эмоциональной палитрой работы Анастасии Прибельской в технике лэмпворк вдохновлены созерцанием дикорастущих растений и природными формами севера. «Я нахожу красоту в недолговечности и недосказанности. И тут не может быть материала более деликатного и подходящего чем стекло», — рассказывает Анастасия.
Совсем иным языком, обращаясь к тонкой игре света и тени, но тоже вдохновляясь северными мотивами, создает свои работы Мария Пухова. «Меня привлекает создание растворяющихся в пространстве состояний, через стекло, такое хрупкое, как память о прошлом».
Скульптуры Владимира Копейкина поражают мастерством создания трамплейя. Его подушка, на которой еще осталась вмятина от головы лежащего, вовсе не мягкая, а пластиковый пакет невозможно смять. Снимая слепки с обычных предметов, а затем отливая их в прозрачном стекле и делая поверхность стекла матовой, художник создает иллюзию и одновременно превращает эти обычные предметы в предметы искусства.
Обращаясь в своих работах к монохромным решениям, Александра Ярмольник играет с ощущением нематериальности и призрачности. На выставке представлены ее декоративные панно и вазы, выполненные в гутной технике. В черно-белой гамме работает с литым стеклом Анна Третьяк. Столкновение реальности и абстракции, переходные состояния, лиминальные зоны и их соприкосновение с областями стабильности являются основными темами исследования художницы. В свою очередь, Елена Зайцман часто обращается к классической витражной технике Тиффани и характерным для нее насыщенным мажорным цветовым сочетаниям.
Скульптурные композиции Дарьи Болховитиной, в которых отсутствующие фрагменты реальной ветви заменены на идентичные, но отлитые из стекла, созвучны идеями постгуманизма, в которых природа и культура едины и постоянно взаимодействуют. К абстрактным, но вдохновленным природными формами можно отнести работы Овика Манукяна, Юлии Мерзликиной и Анастасии Панибратовой. Их стремление понять и воссоединиться с природой также гармонично укладывается в концепцию актуального на сегодняшний день тренда биофилии.
В свою очередь, Александр Фокин и его дочь Таисия Фокина, представители стекольной династии из Никольска, который сегодня является одним из центров притяжения многих художников-стеклоделов, также работают с темой природы. Александр создает многоплановые объемные пейзажные композиции, гравируя на поверхности оптического стекла. А Таисия тяготеет к гутной технике, в ее фантазийных скульптурах угадываются природные формы, но собранные воедино, они являются воплощением фантазии автора.
Абсолютно самостоятельным поиском занимается в своем творчестве Ангелина Орлова. Ей нравится сочетать несочетаемое и играть с формами. Сочные по цвету, блестящие полировкой неопознанные объекты, которые создает Ангелина, немного абсурдны и напоминают одновременно детский конструктор и кондитерские изделия, но ни тем, ни другим не являются.
Невероятно актуально выглядят работы Милены Стрелковой, совмещающей стекло и металл. Ее авторское исследование полнится тревогами о хрупкости нашего мира и сложных отношениях между природой и человеком, а авторский миф населяют странные существа, вызванные к жизни техногенной катастрофой.
Совсем иначе выглядит то же сочетание материалов у Светланы Евдокимовой, работающей в авторской технике и создающей скульптуры из железной проволоки и разноцветного стекла. Ее цветочные композиции привлекли внимание экспертов Венецианской недели стекла (Wenice Glass Week) и были представлены в экспозиции мэтров в Palazzo Loredan в 2023 году.
Часть выставки, расположенная в отдельном зале, посвящена эталонным образцам и творческим работам, созданным известными мастерами Гусевского Хрустального завода, такими как Адольф Курилов, Владимир Касаткин, Игорь Томский и художниками более молодого поколения: Натальей Любимовой, Александром Грызуновым, Светланой Березиной, Светланой Поповой и Ольгой Трейвас. Специальная экспозиция приурочена к 10-летнему юбилею возобновления работы и открытию нового цеха на территории завода и ставит совей целью продемонстрировать потенциал и преемственность традиций, мастерство и диалог между художниками старшего поколения и молодой сменой.
Когда: 11 декабря 2024 — 28 февраля 2025
Где: Москва, галерея Heritage