Имя художницы Раисы Флоренской мало известно в истории русского искусства. Единственная ее выставка в Петербурге состоялась в 1986 году в Доме писателя благодаря С. Ласкину, Е. Ковтуну и А. Флоренскому. По сути, нынешняя выставка в галерее — это открытие имени большого художника, незаслуженно забытого потомками.
Выставка объединяет живописные и графические произведения из собрания Музея священника Павла Флоренского и частных коллекций, многие из работ зрители увидят впервые.
Раиса Флоренская родилась 16 апреля 1896 года в Тифлисе, ее старшие сестры были профессиональными художниками, а брат Павел — знаменитым ученым и философом.
Окончила Тифлисские курсы для учителей рисования и живописи, училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Павла Кузнецова, Николая Касаткина, Константина Коровина.
В 1923 году в рамках учебной практики художница копировала фрески церквей Спаса на Нередице, Успения на Волотовом поле в Новгороде, Св. Георгия в Старой Ладоге. В начале 1920-х годов копировала иконы в Реставрационных мастерских в Кремле и миниатюры Хлудовской псалтыри в Государственном историческом музее, разрабатывала в графике собственные варианты античных и христианских композиций.
В 1924 году окончила отделение монументальной живописи, выполнив дипломную работу на звание художника — фресковую композицию «Возвращение блудного сына», центральное клеймо семичастной росписи в здании на Рождественке.
Раиса Флоренская была членом общества «Маковец», участвовала в их второй выставке и в работе редколлегии журнала. С 1926 года жила в Москве, давала уроки рисования, делала эскизы плакатов и росписей для учреждений, в основном детских. В 1928–1930 годах работала в художественно-производственных мастерских по росписи тканей. Писала маслом цветы, пейзажи, портреты родных и друзей.
Она прожила недолго, в 36 лет умерев от туберкулеза, но сумела языком нового искусства раскрыть христианскую линию в русской живописи. Творческий метод художницы ее учитель Павел Кузнецов называл «новой античностью». В ее живописи соединились традиции символизма и русской иконописи: цвета и формы в работах Флоренской растворяются до контура-намека, будто источая свет из холста. «Если смотреть на портрет, этот свет, который излучается, больше всего концентрируется в белках глаз», — отмечает куратор выставки, директор музея «Царскосельская коллекция» Александр Некрасов.
Когда: до 25 декабря 2024 года
Где: Москва, галерея Île Thélème