Итальянский художник Андреа Пинки родился в Фолиньо, и именно здесь в апреле 1472 года увидело свет первое печатное издание «Божественной комедии» Данте Алигьери. Современные краски и авангардные формы в работах Пинки сочетаются с лоскутами антикварной кожи, предназначенной для органных мехов.
Этот факт натолкнул кураторов выставки на мысль привлечь к проекту итальянских композиторов. Паоло Риччи («Невинное дуновение»), Андреа Тальмелли «Сонм огней»), Гвидо Бозелли («Ты, чье имя часто называли») и Рокко Абате («Незаслуженное отстранение») написали четыре произведения для органа, которые исполнил маэстро Измаэле Гатти. Вступая в диалог друг с другом, музыканты создают звуковое единение и с трактовкой бессмертной поэмы, предложенной художником из Умбрии.
Многие художники вдохновлялись «Божественной комедией» и создавали авторское прочтение глав, в которых описано странствие из глубин Ада к Райским вратам. Наиболее известны иконографические решения, найденные в XIX и XX веках, от поэтики прерафаэлитов до футуристических форм Умберто Боччони.
В России Данте обрел особую популярность в начале XX столетия: поэты Серебряного века вдохновлялись аллегорическим языком великого флорентийца. И классический перевод «Божественной комедии» выполнен во второй половине 1930-х Михаилом Лозинским, поэтом и переводчиком из круга Ахматовой.
Андреа Пинки предлагает собственный вариант изображения песен «Божественной комедии» — не столько образное описание путешествия человека, переживающего конкретный исторический опыт, сколько «перевод» философского содержания дантовских строк в абстрактные формы. Картины итальянского художника насыщены цитатами из произведений искусства и отсылками к русскому авангарду XX века — это особенно заметно в работах «Ты, чье имя часто называли», «Челнок полегче» и «Сонм огней».
Когда: 11 октября — 15 декабря 2024 года
Где: Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург