Изображения пророка Илии известны с первых веков христианства. В Древней Руси его почитание было тесно связано с народными представлениями — к святому обращались с молитвой о прекращении засухи и даровании дождя. Изображения на многочисленных памятниках личного благочестия, каменных и меднолитых иконах, в иконописи и росписях храмов свидетельствуют о распространении культа святого Илии.
Центральный экспонат выставки — впервые показанная публике житийная икона конца XVII — начала XVIII века «Огненное Восхождение пророка Илии, с житием». Этот редкий по иконографии образ из коллекции Игоря Александровича Сысолятина содержит наиболее подробный иллюстрированный цикл жития святого — 48 клейм, в который вошли не встречающиеся в других памятниках сюжеты.
Изображения сюжета «Огненное восхождение пророка Илии» в технике эмали встречаются чрезвычайно редко. На выставке представлена эмалевая икона из Ростова Великого, бывшего монополистом в производстве финифти в XIX веке.
Ростовские мастера создавали многочисленные паломнические иконы на другие сюжеты, а монастырей или крупных храмов, посвященных пророку Илие, которые могли бы сделать такой заказ, было очень мало. Тем не менее, памятник из собрания музея относится к серийной продукции, о чем говорит небольшой размер пластины и схематичность рисунка.
За бесстрашное обличение отступивших от истинной веры пророк Илия особо почитался старообрядцами. Старообрядческие меднолитые иконы, представленные на выставке, показывают многообразие трактовок этого сюжета.
Когда: 22 августа — 22 сентября 2024 года
Где: Москва, Музей имени Андрея Рублева