Изображения пророка Илии известны с первых веков христианства. В Древней Руси его почитание было тесно связано с народными представлениями — к святому обращались с молитвой о прекращении засухи и даровании дождя. Изображения на многочисленных памятниках личного благочестия, каменных и меднолитых иконах, в иконописи и росписях храмов свидетельствуют о распространении культа святого Илии.
Огненное восхождение пророка Илии. Первая половина XIX века. Вольский уезд Саратовской губернии. Дерево, темпера. Собрание Музея им. Андрея Рублева.
Центральный экспонат выставки — впервые показанная публике житийная икона конца XVII — начала XVIII века «Огненное Восхождение пророка Илии, с житием». Этот редкий по иконографии образ из коллекции Игоря Александровича Сысолятина содержит наиболее подробный иллюстрированный цикл жития святого — 48 клейм, в который вошли не встречающиеся в других памятниках сюжеты.
Огненное восхождение пророка Илии, с житием. Конец XVII — начало XVIII века. Верхнее Поволжье. Дерево, темпера. Собрание И. А. Сысолятина.
Изображения сюжета «Огненное восхождение пророка Илии» в технике эмали встречаются чрезвычайно редко. На выставке представлена эмалевая икона из Ростова Великого, бывшего монополистом в производстве финифти в XIX веке.
Ростовские мастера создавали многочисленные паломнические иконы на другие сюжеты, а монастырей или крупных храмов, посвященных пророку Илие, которые могли бы сделать такой заказ, было очень мало. Тем не менее, памятник из собрания музея относится к серийной продукции, о чем говорит небольшой размер пластины и схематичность рисунка.
Огненное восхождение пророка Илии. Вторая половина XIX века. Ростов Ярославской губернии. Медь, живописная эмаль. Собрание Музея им. Андрея Рублева
За бесстрашное обличение отступивших от истинной веры пророк Илия особо почитался старообрядцами. Старообрядческие меднолитые иконы, представленные на выставке, показывают многообразие трактовок этого сюжета.
Когда: 22 августа — 22 сентября 2024 года
Где: Москва, Музей имени Андрея Рублева