В октябре 2024 года исполняется 330 лет с момента основания Выговской пустыни — крупнейшего центра старообрядцев-беспоповцев на Севере России. В период развитого книгопечатания XVIII–XIX веков там собирались дониконовские печатные и рукописные книги, в скриптории обители интенсивно переписывались как памятники древнерусской письменности, так и новые сочинения выговских наставников и писателей. В результате искусство оформления рукописной книги достигло там небывалой высоты, а сложившийся поморский орнамент до сих пор поражает зрителей тонкостью и мастерством исполнения.
Выговская библиотека, включавшая самые разные древние рукописные книги и списки редких агиографических текстов, позволила уже в 1712–1715 годах осуществить масштабный замысел: подготовить двенадцать томов Миней-четьих, которые стали самым полным собранием житий русских святых, в том числе малоизвестных подвижников Русского Севера.
На выставке экспонируется октябрьская Минея из собрания музея. Список начала 1830-х годов свидетельствует о более чем столетней традиции переписывания этого свода, которая была прервана в 1838 году, когда вышел правительственный запрет на переписывание и распространение книг на Выгу. Уникальность памятника заключается в том, что первоначальный октябрьский том не дошел до наших дней, а сохранившийся список рубежа 1780–1790-х годов менее полный.
Представленная рукопись, созданная в Выголексинской пустыни в период ее расцвета, отличается высоким художественным уровнем оформления, достигнутым к XIX веку в скриптории Выга. Характерный поморский орнамент, в основе которого лежат стилевые приемы XVII века, изысканная палеография рукописи, кожаный переплет с золотым тиснением свидетельствуют о художественном и культурно-историческом значении памятника.
Визуальным дополнением рукописной книги являются представленные в экспозиции старообрядческая двусторонняя икона-таблетка «Минея. Октябрь» первой половины XIX века и несколько меднолитых выгорецких складней XVIII века, украшенных эмалями. Выполненные в традициях древнерусского искусства образы святых подчеркивают культурную и духовную преемственность старообрядческих и древнерусских художественных традиций. Влияние рукописей на декорацию медных икон можно увидеть на примере барочных композиций, расположенных на внешней стороне створок четырехчастного складня. Пышные заставки-рамки, вписанные в килевидную форму створок складней, словно сошли со страниц поморских рукописей.
Куратор выставки — кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела Музея имени Андрея Рублева Л. И. Алехина.
Когда: 3 октября — 4 ноября 2024 года
Где: Москва, Музей им. Андрея Рублева, Андроньевская пл., 10