Выставка пейзажной живописи XIX–XX веков в Звенигородском Манеже

П.И. Петровичев. «Цветущая вишня».

Фото

Русский музей

Выставка посвящена различным природным явлениям — от закатов и восходов до гроз, штормов и тихой лунной ночи. Экспозиция «Преображенная природа. Пейзаж XIX–XX вв. из собрания Русского музея» включает работы художников разных эпох и стилей. Помимо шедевров Ивана Айвазовского, Алексея Боголюбова, Архипа Куинджи, Алексея Саврасова, Ильи Репина, Федора Васильева, Льва Лагорио на выставке в Звенигороде можно увидеть работы их учеников и последователей, продолжающих традиции русской пейзажной живописи в новых стилистических ракурсах. Кроме работ, предоставленных Русским музеем, в экспозицию также вошли произведения из фондов Звенигородского государственного музея-заповедника.

Выставка пейзажной живописи XIX–XX веков в Звенигородском Манеже

М.А. Демьянов. «Цветник».

Фото

Русский музей

Любопытен сам принцип построения экспозиции. Пейзажи объединены не по хронологии или художественным направлениям, а по сюжетам картин. Здесь представлены следующие тематические разделы: «Облака и тучи», «Радуга», «Светлый день», «Рассветы и закаты», «Лунная ночь» и «Стихия воды».

Такая сюжетная развеска позволяет зрителю знакомиться с развитием русской пейзажной школы в динамике, сопоставляя разные художественные стили и направления по ходу просмотра. Образ циклично и ритмично меняющейся природы поддерживает и дизайн экспозиции: четыре раздела выставки образуют своеобразный лабиринт, благодаря чему она постепенно раскрывается перед зрителем.

Выставка пейзажной живописи XIX–XX веков в Звенигородском Манеже
Фото

архивы пресс-служб

Картины старых и современных мастеров дополнены цитатами русских поэтов

Выставка пейзажной живописи XIX–XX веков в Звенигородском Манеже
Фото

архивы пресс-служб

«Творчество — это всегда переживание. Обостренное восприятие окружающего мира рождает в душе художника чувства и эмоции, которым великий Гете дал название „редкие впечатления“. Их неиссякаемым источником является природа, изменчивая и подчас необычная в своих проявлениях. Широкой публике и профессиональному сообществу будет интересно оценить, как один и тот же мотив изображают художники разных поколений», — уверен куратор выставки Сергей Кривонденченков, ведущий научный сотрудник «Русского музея», хранитель фонда живописи второй половины XIX — начала XX вв.

Выставка пейзажной живописи XIX–XX веков в Звенигородском Манеже

А.И. Куинджи. «Эффект заката».

Фото

Русский музей

Отдельный бренд Звенигорода — окрестные пейзажи, которые часто называют «подмосковной Швейцарией» или «Звенигородский Барбизон». Художники приезжали сюда писать на пленэре. Здешние исторические ландшафты, воспетые выдающимися мастерами живописи, стали самостоятельной ценностью, частью национального культурного достояния: реки, поля и ландшафты сохранились неизменными на протяжении веков. Поэтом логичным дополнением к изучению русского пейзажа станет прогулка по городу.

Выставка пейзажной живописи XIX–XX веков в Звенигородском Манеже

А.К. Саврасов. «Радуга».

Фото

Русский музей

К выставке запланированы творческие мастер-классы, тематические музыкальные концерты, лекции и встречи с экспертами.

«Сотрудничество Русского музея и Звенигородского музея-заповедника продолжается, и посетители видят его плоды — уже вторую выставку в пространстве Звенигородского Манежа, который мы открывали после долгой и бережной реставрации всего чуть более года назад, весной 2023 года. Площадка становится популярным местом притяжения на культурной карте Подмосковья» — подчеркнул Василий Кузнецов, министр культуры и туризма Московской области.

Выставка пейзажной живописи XIX–XX веков в Звенигородском Манеже

А.К. Саврасов. «Пейзаж с церковью».

Фото

Русский музей

Когда: до 12 января 2025 года

Где: Звенигород, Звенигородский Манеж

Выставка пейзажной живописи XIX–XX веков в Звенигородском Манеже

В.В. Щербаков. «На Волге».

Фото

Русский музей