Работы художника-нонконформиста Михаила Рогинского (1931-2004), собранные на выставке, отражают его воспоминания о Москве и ее коммунальных квартирах. Плоские натюрморты с привычными предметами быта (чайники, банки, бутылки) и сам быт (очереди, дворовые посиделки, улицы) передают меланхолию позднесоветского периода. Большинство представленных работ экспонируется впервые и происходит из крупных частных коллекций.
Инсталляционное пространство с имитацией коммунальной кухни поможет «сломать четвертую стену» и позволит посетителю приблизиться к лирическому герою художника и вместе с ним попытаться выйти за пределы живописи, за пределы холста. В экспозицию-инсталляцию вплетены рубашки, костюмы и пальто российского бренда Relax Сoncept Store Mute Mood, которые перекликаются с колористикой Михаила Рогинского.
Драматургию экспозиции куратор Любовь Агафонова и архитектор Ольга Головина выстраивают необычным, но органичным для художника образом. Пространство разделено на несколько зон. В одной из частей — люди на остановке, у пивного ларька, в метро, в очереди: они на картинах Рогинского нередко «прячутся друг за друга». В другой — фантазийный интерьер советской приемной: стол, стулья, печатная машинка с манекеном «секретарши». Следующие части, самые важные, — «Коммуналка» и «Кухня».
«Для странного, всегда стоящего особняком даже „среди своих“, Михаила Рогинского характерно более тесное, чем у других художников московского андеграунда 1960-х, взаимопроникновение внутреннего „я“ автора и произведения. Его искусство личное и искреннее. Лирический герой Рогинского исповедален, робок и стеснителен. Он обряжает этот грустный, неустроенный мир в причудливые одежды, которые могут жить на картине сами по себе или быть одетыми на плоские фигуры людей-функций в огромном городе. Люди в сером у Рогинского оказываются сродни персонажам литературы иного времени, они балансируют между кафкианской тоской и розановской попыткой избавиться от нее… Рогинский — художник ретроспективного проживания», — рассказывает куратор выставки Любовь Агафонова.
Большую часть своих картин художник писал по памяти, уже находясь в парижской эмиграции. Уровень «накаленности», — что в ранние 1960-е, что в поздние 2000-е годы — един. Его картины оказались сродни некой машине времени, которую вдруг заело. Его пиджаки, брюки и пальто могут висеть где угодно, бутылки и чайники могут стоять на кухне в любом городе любой страны. Но только на эту кухню, именно в этом пальто может войти грустный лирический герой Рогинского.
Когда: 13 февраля — 21 апреля 2024 года
Где: Москва, Гостиный двор, пространство 88-89