Олеся Кот — дочь известного художника по стеклу Владимира Котова. В детстве она проводила немало времени у отца на работе, на Дятьковском хрустальном заводе. Там девочка изучала отцовские эскизы и играла с фигурками из стекла. «Это особенный материал, волшебный, — убеждена Олеся. — Человек, полюбивший стекло, остается верным его почитателем на всю жизнь. Цвет, свет, хрупкость, прозрачность, матовость, игра граней, отражение — все потрясающие свойства этого уникального материала не могут не завораживать».
Олеся разработала собственную технологию: она единственный в России художник, который создает скульптуры из нескольких слоев плоского стекла, не прибегая при этом к лазерной резке. Рассказывая об особенностях своего подхода, Олеся отмечает: «Однажды у меня возникла идея сделать скульптуру, которая представляла бы собой пустоту, как будто лопнувший мыльный пузырь, и окружить контур этой пустоты материалом, в данном случае — прозрачным стеклом. В эти пустоты захотелось вложить объемные объекты, просвечивающие через прозрачную стеклянную толщу. Благодаря методам холодной обработки листового стекла у меня появилась возможность создавать объемные скульптуры, которые интересно рассматривать со всех сторон».
Идея показать с помощью стекла пустоту ведет к архетипическим представлениям о том, как все родилось из ничего. Замысел художницы отсылает одновременно и к глубинам Космоса с его пустотами, называемыми войдами. Это одни из крупнейших образований в природе, которые занимают основную часть пространства во Вселенной. В космических пустотах, согласно астрономическим исследованиям 2014 года, содержатся основные скопления «темной энергии».
О глубинных архетипах нам напоминает не только тема пустоты, но и сам материал. В готических соборах стекло трансформировало пространство: вливаясь в пространство храма через витражи, цветной свет преображал и убранство храма, и прихожан, и саму действительность.
Когда: 29 ноября 2024 — 2 марта 2025 года
Где: Санкт-Петербург, Музей современного искусства Эрарта