Выставка из архивов журнала «Огонек» в Санкт-Петербурге
Яков Рюмкин. «Богатый урожай пшеницы собран в Ново-Александровском районе, Ставропольский край. Колхозница Анастасия Николаевна „обнимает“ зерно», 1951. Собрание МАММ / Архив журнала «Огонек»
Фото
пресс-служба музея

Работы советских фотографов, вошедшие в экспозицию, одновременно и завораживают, и — по прошествии лет — заставляют задуматься о нашем прошлом, настоящем и будущем. Сегодня «Огонёк» — часть нового медийного пространства: с его страниц на нас смотрит реальность, а в ней есть место не только празднику. Но одно остается неизменным — место журнала в жизни огромной страны и в истории российской фотожурналистики. С момента создания в 1899 году «Огонёк» заявил о себе как об иллюстрированном издании. Временно прервав свое существование в революционные годы и возродившись в 1923-м, уже к 1925 году «Огонёк» выходит тиражом в полмиллиона экземпляров.

Выставка из архивов журнала «Огонек» в Санкт-Петербурге
Яков Рюмкин. «С новым годом, товарищи!», 1954. Собрание МАММ / Архив журнала «Огонек»
Фото
пресс-служба музея

В эти годы страна переживает настоящийсъемочный бум: фотография становится мощным визуальным оружием новой власти. Для «Огонька» работали лучшие советские фотомастера. На его страницах публиковались Аркадий Шайхет, Елеазар Лангман, Эммануил Евзерихин, Всеволод Тарасевич, Исаак Тункель, Михаил Савин, Эдуард Эттингер, Семен Фридлянд, Лев Бородулин, Лев Шерстенников и Дмитрий Бальтерманц. Он начал работать в издании в 1946-м, а потом четверть века, с 1965 по 1990 год, возглавлял фотоотдел «Огонька». Работы этой плеяды фотографов составляют основу проекта «Жизнь как праздник», который был приурочен еще к 115-летию журнала.

Выставка из архивов журнала «Огонек» в Санкт-Петербурге
Дмитрий Бальтерманц. «Юные ленинцы Алеша Пиляев и Игорь Усаков», 1961. Собрание МАММ / Архив журнала «Огонек»
Фото
пресс-служба музея

Начиная с 1930-х годов фотография, как и другие виды искусства в СССР, следовала принципам соцреализма. Перед фотографом не стояла задача снять «как есть» — гораздо важнее показать «как должно быть». В учебниках по фотографии тех лет основное внимание уделяли правилам постановки, режиссуры, казалось бы, объективного репортажа. Фотографы конструировали образ человека в самой счастливой стране. Подвиги коллективного труда в полях, на заводах и стройках, картины нового быта, сцены беззаботного детства и заслуженного отдыха — в огоньковских фотографиях все дышало атмосферой праздника или его предвкушения. Вместе они образовывали мифологический узор коллективного счастья.

Окончательно визуальный канон журнала оформился к середине 1950-х — времени расцвета «Огонька» как фотоиллюстрированного издания. В эти годы фотографии с огоньковских обложек и разворотов украшали стены городских квартир, рабочих бытовок, казарм, поликлиник и домов культуры. Именно эта эпоха и стала «главным героем» выставки.

Выставка из архивов журнала «Огонек» в Санкт-Петербурге
Яков Рюмкин. «Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин дома с женой Валентиной, 1962. Собрание МАММ / Архив журнала «Огонек»
Фото
пресс-служба музея

В оттепельные 1960-е годы сквозь пелену коллективного праздника начало прорываться индивидуализированное счастье — меняется выражение лиц, пластика, сюжеты и тональность снимков. В 1970-е годы, с наступлением застоя, праздник постепенно перестал быть главной темой советского фотоискусства. Поэтому фотографии этих двух десятилетий не занимают на выставке главного места, они, скорее, подводят черту и оттеняют идеологическую направленность предшествующей эпохи.

Когда: 3 августа — 3 декабря 2023 года

Где: Музей современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, 2