Выставка о Маяковском в Центре «Зотов»

В. Родченко, Н. Лаврентьев. Иллюстрация к книге Павла Железнова «Поэмы-воспоминания. Максим Горький. Владимир Маяковский».Фотомонтаж М., 1973. Частный архив, Москва

Фото

архив пресс-служб

В экспозицию вошло свыше 170 экспонатов, хранящихся в 14 музеях и личных собраниях. Главной темой станут «Окна РОСТА» — более сотни подлинных плакатов, придуманных и созданных Владимиром Маяковским. Также на выставке представлены живопись, графика, скульптура, фотографии, лубки, плакаты, книги, газеты, фрагменты кино и спектаклей, аудиофрагменты стихотворений знаменитого поэта.

«Окна сатиры РОСТА» («Окна РОСТА») — яркий пример искусства начала XX века, встроенного в контекст социополитической и культурной реальности. «Окна» появились во время Гражданской войны и объединили идеи конструктивизма, литературу, изобразительное искусство, рекламу и сатиру, создав новый язык коммуникации с аудиторией. Эти агитационные, злободневные плакаты на понятном языке информировали людей о последних новостях и выполняли функцию социальной рекламы. Размещались они в пустующих витринах города (отсюда «окна» в названии) и сменялись еженедельно. Значительная часть из них была придумана и создана Владимиром Маяковским.

Выставка о Маяковском в Центре «Зотов»

В. Маяковский. «Берегись сырой воды», «Окно Главполит-просвета» № 208. Май 1921. Государственный архив Российской Федерации, Москва

Фото

архив пресс-служб

Выставка о Маяковском в Центре «Зотов»

В. Маяковский. «Берегись сырой воды», «Окно Главполит-просвета» № 208. Май 1921. Государственный архив Российской Федерации, Москва

Фото

архив пресс-служб

Сегодня «Окна» можно интерпретировать как художественное пространство мемов, глубоко связанных с народным сознанием. Плакаты создавались и работали по законам современных массмедиа и включали приемы влияния на восприятие зрителя: яркие запоминающиеся образы, актуальные темы, понятный язык, взаимодействие через игру и юмор.

В этом виде творчества Владимир Маяковский реализовал роль художника нового времени — генератора креативных идей, автора и продюсера. Поэт создавал «мемы» — новый, понятный и простой язык, разъясняющий стремительно меняющийся мир — а затем сам превратился в фигуру-мем, миф советской идеологии и символический образ постмодернизма.

Выставка о Маяковском в Центре «Зотов»

«Окно Главполит-просвета» № 6. «Неделя профдвижения. Крепите профсоюзы!». Художник М. Черемных. Текст В. Маяковского. 1921. Государственный архив Российской Федерации, Москва

Фото

архив пресс-служб

Выставка поделена на пять тематических разделов — «Образ», «Метод», «Окна РОСТА», «Миф» и «Клуб друзей Маяковского». В разделе «Образ» можно будет узнать о поэте от первого лица и увидеть его глазами современников через фотографии, шаржи, записки, тексты о себе.

Раздел «Метод» предложит взглянуть на слои художественной культуры, из которых собирается плакатное искусство, созданное Маяковским. В разделе «Окна РОСТА» будут продемонстрированы сами произведения («Окна») — прообраз современных мемов. Превращению Маяковского в советский миф и мем посвящен раздел «Миф», а дальнейшему переосмыслению творчества и фигуры поэта в современном искусстве — раздел «Клуб друзей Маяковского».

Выставка о Маяковском в Центре «Зотов»

О. Брик. Владимир Маяковский на острове Нордерней, Германия. 1923. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Фото

архив пресс-служб

В «Клубе друзей Маяковского» представлены работы участников одноименного клуба, организованного в 1986 году с целью рефлексии авангарда, — Тимура Новикова, Георгия Гурьянова, Андрея Хлобыстина и Дениса Егельского. Раздел также будет включать работы современных авторов. В их число войдет московский художник-иллюстратор Антон Гудим (Gudim), известный короткими ироничными веб-комиксами об окружающей действительности, специально для выставки создавший пять комиксов.

Дополнит разделы экспозиции «Мем-лаборатория», приглашающая посетителей выставки поработать с художественным языком и методом плакатного искусства и создать свое «окно».

Выставка о Маяковском в Центре «Зотов»

Н. Лаврентьев. Открытие памятника В.В. Маяковскому в Москве. 1958. Скульптор А. Кибальников. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Фото

архив пресс-служб

К открытию выставки во второй раз пройдет Маяковский Weekend. В течение трех дней посетителей ждут мероприятия, посвященные жизни и творчеству поэта. В программе — Book Speed Dating; книжный своп, где изданиями можно будет обменяться с известными блогерами и амбассадорами центра; авторские экскурсии по новой выставке; книжный клуб; специальные кинопоказы от Союзмультфильма для всей семьи; распродажа в магазине «Зотов. Вещь!».

Выставка о Маяковском в Центре «Зотов»

А. Славков. Владимир Маяковский. 1925. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва

Фото

архив пресс-служб

В рамках параллельной программы к выставке пройдут лекции о мемах с антропологической точки зрения, о типографике, зарождении и развитии рекламы в России. Также состоятся серия мастер-классов для подростков по созданию зинов и семейные воркшопы по плакатному искусству.

Выставка о Маяковском в Центре «Зотов»

Афиша кинофильма «Не для денег родившийся» по сценарию В.В. Маяковского и Д.Д. Бурлюка по мотивам романа Д. Лондона «Мартин Иден». 1918. Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля, Москва

Фото

архив пресс-служб

«Зотов.Кино» и Московская школа кино представят тематическую программу к выставке. Вместе с преподавателями и экспертами МШК зрители разберутся в кино-мемах, послушают и проанализируют сценарии Маяковского и создадут свои киноплакаты. В рамках программы также пройдет фильм-концерт «Барышня и хулиган» в живой озвучке современных музыкантов.

Когда: 9 августа — 20 октября 2024 года

Где: Москва, Центр «Зотов»

Выставка о Маяковском в Центре «Зотов»

В.Маяковский, Д. и Н.Бурлюки, Б.Лившиц и А.Крученых. Неизвестный фотограф. 1913. Государственный музей В.В. Маяковского, Москва

Фото

архив пресс-служб