Музей архитектуры имени А.В. Щусева продолжает проекты, посвященные деятельности архитектора-классика Николая Львова (1753–1803 гг.), 270-летие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. В Москве собрали чертежи и гравюры конца XVIII века из наследия известного архитектора эпохи русского классицизма.
Николай Львов работал в Москве и Санкт-Петербурге, создавал проекты и в провинции. Наследие классика включает множество сооружений, теоретические труды по проблемам классицизма и садово-паркового искусства. В Музее архитектуры хранится большая коллекция графики зодчего. Ее ценность — не только в количеством сохранившихся материалов (30 чертежей и 12 гравюр), но и в их высочайших художественных достоинствах. На выставке можно будет увидеть 28 листов, представляющих основные произведения мастера.
Большую часть коллекции Николая Львова составляет графика, относящаяся к храмовому строительству. Открывают выставку листы с проектом собора Св. Иосифа в Могилеве, созданным в 1780 году, чтобы отметить переговоры императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. В пояснительных надписях зафиксирована архитектурная программа зодчего, вложенная в это сооружение.
Зрители выставки увидеть несколько листов с изображением самого крупного творения архитектора — собора Борисоглебского монастыря в Торжке. Внешне собор внушителен, монументален и строг до аскетизма. Внутри — поражает торжественной красотой и богатой игрой пространств.
Архитектура усадебных построек, представлена на выставке несколькими проектами — от монументального дома-дворца в подмосковном Воронове, павильонов в Ляличах и Знаменском-Райке, до утилитарных, но по-львовски тщательно продуманных чертежах теплицы и дровяного сарая. Примером городского строительства в раннем творчестве Львова является проект Невских ворот Петропавловской крепости в Петербурге (1780). На выставке можно увидеть чертеж, представляющий строгую выразительную архитектуру парадных ворот крепости со стороны Невы.
Большая часть проектов особняков, демонстрирующих оригинальность львовских композиций, так же хранится в собрании Музея. В том числе проект дачи Соймонова, некогда располагавшейся в Петербурге в окружении обширного парка на берегу Невы. Чертеж фасада представляет образец палладианской темы в архитектуре частных домов времени классицизма.
«Творчество Николая Александровича Львова — вершина архитектуры классицизма в России. Талант архитектора проявляется не только в реализованных сооружениях, но и в подготовительных чертежах. Проектная графика Николая Львова — эталонна, и мы рады показать публике лучшие ее образцы из нашего собрания. — рассказывает директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Наталья Шашкова».
Работы Львова вдохновили Музей на создание не только выставочного, но и ювелирного проекта. Ювелирным партнером музея Epic Jewellery создана капсульная коллекция украшений «Львов». В ней представлены подвески, вдохновленные архитектурным планом паркового павильона усадьбы Знаменское-Раек (1787–1799 гг.) авторства Львова. В коллекции — подвески из серебра и версия подвески из желтого золота.
Когда: 23 апреля — 28 июля 2024 года
Где: Москва, Музей архитектуры имени А. В. Щусева