Усадьба Вороново И.И.Воронцова. Подмосковье. Усадебный дом. Конец 1780-х гг. Не сохранился. Главный фасад, продольный разрез. Бумага, тушь, акварель, карандаш
Музей архитектуры имени А.В. Щусева продолжает проекты, посвященные деятельности архитектора-классика Николая Львова (1753–1803 гг.), 270-летие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. В Москве собрали чертежи и гравюры конца XVIII века из наследия известного архитектора эпохи русского классицизма.
Николай Львов работал в Москве и Санкт-Петербурге, создавал проекты и в провинции. Наследие классика включает множество сооружений, теоретические труды по проблемам классицизма и садово-паркового искусства. В Музее архитектуры хранится большая коллекция графики зодчего. Ее ценность — не только в количеством сохранившихся материалов (30 чертежей и 12 гравюр), но и в их высочайших художественных достоинствах. На выставке можно будет увидеть 28 листов, представляющих основные произведения мастера.
Петербург. Невские ворота Петропавловской крепости. 1780. Фасад, план. Бумага, тушь, акварель, карандаш.
Большую часть коллекции Николая Львова составляет графика, относящаяся к храмовому строительству. Открывают выставку листы с проектом собора Св. Иосифа в Могилеве, созданным в 1780 году, чтобы отметить переговоры императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II. В пояснительных надписях зафиксирована архитектурная программа зодчего, вложенная в это сооружение.
Зрители выставки увидеть несколько листов с изображением самого крупного творения архитектора — собора Борисоглебского монастыря в Торжке. Внешне собор внушителен, монументален и строг до аскетизма. Внутри — поражает торжественной красотой и богатой игрой пространств.
Торжок. Собор Борисоглебского монастыря. 1785–1796 гг. Северный фасад, половина плана. Гравюра. С. Иванов. 1790-е.
Архитектура усадебных построек, представлена на выставке несколькими проектами — от монументального дома-дворца в подмосковном Воронове, павильонов в Ляличах и Знаменском-Райке, до утилитарных, но по-львовски тщательно продуманных чертежах теплицы и дровяного сарая. Примером городского строительства в раннем творчестве Львова является проект Невских ворот Петропавловской крепости в Петербурге (1780). На выставке можно увидеть чертеж, представляющий строгую выразительную архитектуру парадных ворот крепости со стороны Невы.
Большая часть проектов особняков, демонстрирующих оригинальность львовских композиций, так же хранится в собрании Музея. В том числе проект дачи Соймонова, некогда располагавшейся в Петербурге в окружении обширного парка на берегу Невы. Чертеж фасада представляет образец палладианской темы в архитектуре частных домов времени классицизма.
Петербург. Дом П.А. Соймонова. 1780–1790 гг. Не сохранился. Фасад, разрез, план. Бумага, тушь, акварель, карандаш.
«Творчество Николая Александровича Львова — вершина архитектуры классицизма в России. Талант архитектора проявляется не только в реализованных сооружениях, но и в подготовительных чертежах. Проектная графика Николая Львова — эталонна, и мы рады показать публике лучшие ее образцы из нашего собрания. — рассказывает директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Наталья Шашкова».
Работы Львова вдохновили Музей на создание не только выставочного, но и ювелирного проекта. Ювелирным партнером музея Epic Jewellery создана капсульная коллекция украшений «Львов». В ней представлены подвески, вдохновленные архитектурным планом паркового павильона усадьбы Знаменское-Раек (1787–1799 гг.) авторства Львова. В коллекции — подвески из серебра и версия подвески из желтого золота.
Когда: 23 апреля — 28 июля 2024 года
Где: Москва, Музей архитектуры имени А. В. Щусева
Усадьба Знаменское-Раек Ф.И. Глебова. Тверская обл. 1787–1799 гг. Парковый павильон. Не сохранился. Фасад, план. Бумага, тушь, акварель, карандаш.
Подвеска из серебра «Львов», Epic Jewellery.