«Дхьяна» в переводе с санскрита означает глубокое сосредоточение, медитацию, созерцание, отстраненность и даже избавление. В японской культуре для обозначения этого понятия используется синоним «дзен». Это состояние, которое многие хотят познать или хотя бы приблизиться к нему, преодолев собственный белый шум и давление общего информационного поля.
Для Михаила Балана работа с деревом — это синестетическая особенность, в которой рождается произведение, которое он слышит и чувствует пальцами в материальной структуре и передает зрителю. Тактильные многослойные объекты конструируют пространство, в них — величественное течение времени, визуальная поэзия. Таковы, например, «Восхождение» («Татлин и небо»), созданное из лианы с острова Бали, и драматическая фигура «Собирающего камни» из можжевельника, привезенного с Кавказа, с вросшими в древесину камнями, «Памятник настоящему» из массива пальмы, соединенного с деталью старинного ткацкого станка из Тверской области, и фигуры «Баланса» из индонезийских лиан.
В экспонируемых работах дерево выступает полноправным партнером и сотворителем произведения искусства. Как и зрители, которые продолжают — уже на своем личном уровне — диалог с ними. В итоге знакомство с творчеством Михаила Балана превращается в бесконечный цикл созерцания и персонального общения «от сердца к сердцу».
«Работая над композициями, представленными на выставке, я вдохновлялся природой и самим деревом. Я предлагаю новый взгляд на этот материал в современном искусстве, демонстрирую возможности интеграции новых образов в существующую среду, — говорит Михаил Балан. — Эту выставку я отождествляю с неким путем, идя по которому сначала я, а затем зрители взаимодействуют с тем образом, который мы создали. Зрители становятся непосредственными участниками происходящего, насыщаются новыми для себя эмоциями, знакомятся с новыми образами».
Когда: 19 октября — 27 ноября 2023