Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Илья Репин. «На Академической даче», 1898. Государственный Русский музей.

Фото

Государственный Русский музей

Оставляя за скобками хрестоматийные работы Репина, которые можно увидеть в экспозициях крупных музеев и на монографических выставках, эта выставка переводит внимание на процессы творческого поиска и становления, взаимоотношения Мастера и его младших коллег, их параллельное развитие и взаимное влияние. В экспозицию вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций.

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Илья Репин. «Автопортрет», 1878. Государственный Русский музей.

Фото

Государственный Русский музей

Илья Репин  — ключевая, системообразующая фигура русского искусства и реалистической школы, в том числе благодаря своей преподавательской деятельности и влиянию на молодое поколение художников. Выставка представит работы Ильи Репина и его воспитанников, среди которых Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Исаак Бродский, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева и другие.

Любовь Репина к разнообразию, внутренняя свобода, любопытство и уважение ко всему талантливому и самобытному, вероятно, и объясняют тот факт, что из его мастерской вышли такие яркие и разные художники. Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать.

Выставка построена на визуальных сопоставлениях, выявляющих доподлинно известные и предполагаемые куратором взаимосвязи, а также раскрывает широту многообразия творчества как самого художника, так и его многочисленных учеников. В основе повествовательной структуры проекта лежат три ключевых принципа Репина, которые также вынесены в названия разделов: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим собственным путем». 

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Борис Кустодиев. «Утро», 1904. Государственный Русский музей.

Фото

Государственный Русский музей

«Эта выставка с точки зрения зрительского восприятия задумана как целостное художественное высказывание, как фильм или спектакль, где и общий сюжет, и каждый эпизод имеют значение. Из сопровождающих картины воспоминаний, цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый может сам сложить понимание, какой он Мастер Репин. И, возможно для многих масштаб его фигуры увеличится,  выйдя за рамки определения „великий русский художник“», — рассказывает Анна Антипенко, директор государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим».

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Илья Репин (1844–1930). «Пейзаж с лодкой», 1875. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

Государственная Третьяковская галерея

Первые два раздела посвящены изучению художниками натуры, рабом которой называл себя сам Репин: от анатомии человеческого тела до исследования окружающей природы и человеческого характера. Здесь представлены студийные постановки, пленэрные этюды, законченные пейзажи, автопортреты художников и портреты их ближнего круга. Редкие натурные постановки молодых Серова, Сомова, Кустодиева соседствуют со зрелыми композициями того же Серова, Фешина, Кокеля и самого Репина. Галерею пейзажей открывают этюды молодого Репина, продолжают работы Серова, Сомова, Куликова, Браза, Кустодиева, Кардовского и др.

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме
Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Игорь Грабарь. «Морозное утро. Розовые лучи», 1906. Собрание Владимира Некрасова.

Фото

пресс-служба выставки

Портретный ряд составляют незаказные портреты, где его еще молодые воспитанники — Серов, Малявин, Кустодиев, Браз, Бродский — запечатлели своих сестер, жен, подруг, наполнив картины личным и трепетным отношением к модели. А незаконченный портрет М. К. Бенуа кисти Репина дает уникальную возможность увидеть работу Мастера в процессе.

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Борис Кустодиев. «Натурщица», Начало XX в. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Фото

Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Отдельные истории посвящены взаимоотношениям Репина и трех его прославленных учеников — Валентина Серова, Исаака Бродского и Филиппа Малявина. Так, выставка предоставляет возможность увидеть рядом два портрета Софьи Драгомировой, написанных учителем Репиным и учеником Серовым в ходе одной постановки.

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Илья Репин. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой (1871–1953), в замужестве Лукомской», 1889. Государственный Русский музей.

Фото

Государственный Русский музей

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Валентин Серов. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой», 1889. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Фото

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Исаак Бродский. «Портрет К.И. Чуковского», 1915. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.

Фото

пресс-служба выставки

Третий раздел посвящен экспериментам с художественной манерой. Среди разнообразных явлений в художественной жизни рубежа XIX–XX вв. авторы выставки выделили три: импрессионизм, «Мир искусства» и [экспрессионизм], взяв последний в скобки условности. Здесь ранние работы Репина соседствуют с полотнами Щербиновского, Шмарова и Грабаря, а поздние — с творчеством Малявина, Явленского и Савинова.

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Павел Шмаров. «Крестьянки в роще», 1949. Музей русского импрессионизма.

Фото

Музей русского импрессионизма

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Филипп Малявин. «Бабы (вариант картины „Смех“ 1899 года)», 1920–1930-е гг. Собрание Владимира Чеканова.

Фото

пресс-служба выставки

Параллельную историю рассказывают «Эпизоды» — сцены из жизни Мастера и мастерской, составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Вместе с архивными фотографиями и сценографическими решениями «Эпизоды» превращают выставку живописи в атмосферную историю творческого поиска и взросления. «Наша выставка — это эмоциональное погружение и путешествие по пути художника. Важную роль в нем занимают воспоминания учеников Репина, которые рассказывают очень личные истории общения с ним. Они дают объемную картину характеров и времени, оказываясь удивительно современными», — рассказывает куратор выставки Ксения Новохатько.

Когда: 29 февраля — 28 июля 2024 года

Где: Истра, Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Выставка «Мастер Репин» в Новом Иерусалиме

Илья Репин. «По следу (Казаки в степи)», 1881.

Фото

Самарский областной художественный музей