Илья Репин. «На Академической даче», 1898. Государственный Русский музей. | Источник: Государственный Русский музей

Илья Репин. «На Академической даче», 1898. Государственный Русский музей.

Фото

Государственный Русский музей

Оставляя за скобками хрестоматийные работы Репина, которые можно увидеть в экспозициях крупных музеев и на монографических выставках, эта выставка переводит внимание на процессы творческого поиска и становления, взаимоотношения Мастера и его младших коллег, их параллельное развитие и взаимное влияние. В экспозицию вошли 110 работ из собраний 20 музеев России и 4 частных коллекций.

Илья Репин. «Автопортрет», 1878. Государственный Русский музей. | Источник: Государственный Русский музей

Илья Репин. «Автопортрет», 1878. Государственный Русский музей.

Фото

Государственный Русский музей

Илья Репин  — ключевая, системообразующая фигура русского искусства и реалистической школы, в том числе благодаря своей преподавательской деятельности и влиянию на молодое поколение художников. Выставка представит работы Ильи Репина и его воспитанников, среди которых Валентин Серов, Борис Кустодиев, Филипп Малявин, Исаак Бродский, Константин Сомов, Зинаида Серебрякова, Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева и другие.

Любовь Репина к разнообразию, внутренняя свобода, любопытство и уважение ко всему талантливому и самобытному, вероятно, и объясняют тот факт, что из его мастерской вышли такие яркие и разные художники. Не используя системного подхода и определенной образовательной системы, Репин был им скорее наставником: учил наблюдать, учиться и трудиться, позволяя своим ученикам становиться теми, кем они способны стать.

Выставка построена на визуальных сопоставлениях, выявляющих доподлинно известные и предполагаемые куратором взаимосвязи, а также раскрывает широту многообразия творчества как самого художника, так и его многочисленных учеников. В основе повествовательной структуры проекта лежат три ключевых принципа Репина, которые также вынесены в названия разделов: «Тело так тело», «Учитесь у природы» и «Идите своим собственным путем». 

Борис Кустодиев. «Утро», 1904. Государственный Русский музей. | Источник: Государственный Русский музей

Борис Кустодиев. «Утро», 1904. Государственный Русский музей.

Фото

Государственный Русский музей

«Эта выставка с точки зрения зрительского восприятия задумана как целостное художественное высказывание, как фильм или спектакль, где и общий сюжет, и каждый эпизод имеют значение. Из сопровождающих картины воспоминаний, цитат с описанием случаев из жизни учителя и его учеников каждый может сам сложить понимание, какой он Мастер Репин. И, возможно для многих масштаб его фигуры увеличится,  выйдя за рамки определения „великий русский художник“», — рассказывает Анна Антипенко, директор государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим».

Илья Репин (1844–1930). «Пейзаж с лодкой», 1875. Государственная Третьяковская галерея. | Источник: Государственная Третьяковская галерея

Илья Репин (1844–1930). «Пейзаж с лодкой», 1875. Государственная Третьяковская галерея.

Фото

Государственная Третьяковская галерея

Первые два раздела посвящены изучению художниками натуры, рабом которой называл себя сам Репин: от анатомии человеческого тела до исследования окружающей природы и человеческого характера. Здесь представлены студийные постановки, пленэрные этюды, законченные пейзажи, автопортреты художников и портреты их ближнего круга. Редкие натурные постановки молодых Серова, Сомова, Кустодиева соседствуют со зрелыми композициями того же Серова, Фешина, Кокеля и самого Репина. Галерею пейзажей открывают этюды молодого Репина, продолжают работы Серова, Сомова, Куликова, Браза, Кустодиева, Кардовского и др.

Игорь Грабарь. «Морозное утро. Розовые лучи», 1906. Собрание Владимира Некрасова. | Источник: пресс-служба выставки
Игорь Грабарь. «Морозное утро. Розовые лучи», 1906. Собрание Владимира Некрасова. | Источник: пресс-служба выставки

Игорь Грабарь. «Морозное утро. Розовые лучи», 1906. Собрание Владимира Некрасова.

Фото

пресс-служба выставки

Портретный ряд составляют незаказные портреты, где его еще молодые воспитанники — Серов, Малявин, Кустодиев, Браз, Бродский — запечатлели своих сестер, жен, подруг, наполнив картины личным и трепетным отношением к модели. А незаконченный портрет М. К. Бенуа кисти Репина дает уникальную возможность увидеть работу Мастера в процессе.

Борис Кустодиев. «Натурщица», Начало XX в. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого. | Источник: Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Борис Кустодиев. «Натурщица», Начало XX в. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Фото

Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого

Отдельные истории посвящены взаимоотношениям Репина и трех его прославленных учеников — Валентина Серова, Исаака Бродского и Филиппа Малявина. Так, выставка предоставляет возможность увидеть рядом два портрета Софьи Драгомировой, написанных учителем Репиным и учеником Серовым в ходе одной постановки.

Илья Репин. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой (1871–1953), в замужестве Лукомской», 1889. Государственный Русский музей. | Источник: Государственный Русский музей

Илья Репин. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой (1871–1953), в замужестве Лукомской», 1889. Государственный Русский музей.

Фото

Государственный Русский музей

Валентин Серов. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой», 1889. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. | Источник: Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Валентин Серов. «Портрет Софьи Михайловны Драгомировой», 1889. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.

Фото

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Исаак Бродский. «Портрет К.И. Чуковского», 1915. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств. | Источник: пресс-служба выставки

Исаак Бродский. «Портрет К.И. Чуковского», 1915. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств.

Фото

пресс-служба выставки

Третий раздел посвящен экспериментам с художественной манерой. Среди разнообразных явлений в художественной жизни рубежа XIX–XX вв. авторы выставки выделили три: импрессионизм, «Мир искусства» и [экспрессионизм], взяв последний в скобки условности. Здесь ранние работы Репина соседствуют с полотнами Щербиновского, Шмарова и Грабаря, а поздние — с творчеством Малявина, Явленского и Савинова.

Павел Шмаров. «Крестьянки в роще», 1949. Музей русского импрессионизма. | Источник: Музей русского импрессионизма

Павел Шмаров. «Крестьянки в роще», 1949. Музей русского импрессионизма.

Фото

Музей русского импрессионизма

Филипп Малявин. «Бабы (вариант картины „Смех“ 1899 года)», 1920–1930-е гг. Собрание Владимира Чеканова. | Источник: пресс-служба выставки

Филипп Малявин. «Бабы (вариант картины „Смех“ 1899 года)», 1920–1930-е гг. Собрание Владимира Чеканова.

Фото

пресс-служба выставки

Параллельную историю рассказывают «Эпизоды» — сцены из жизни Мастера и мастерской, составленные из фрагментов воспоминаний учеников Репина. Вместе с архивными фотографиями и сценографическими решениями «Эпизоды» превращают выставку живописи в атмосферную историю творческого поиска и взросления. «Наша выставка — это эмоциональное погружение и путешествие по пути художника. Важную роль в нем занимают воспоминания учеников Репина, которые рассказывают очень личные истории общения с ним. Они дают объемную картину характеров и времени, оказываясь удивительно современными», — рассказывает куратор выставки Ксения Новохатько.

Когда: 29 февраля — 28 июля 2024 года

Где: Истра, Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим»

Илья Репин. «По следу (Казаки в степи)», 1881. | Источник: Самарский областной художественный музей

Илья Репин. «По следу (Казаки в степи)», 1881.

Фото

Самарский областной художественный музей