Марлен Шпиндлер следовал собственным принципам в искусстве, отвергнув соцреализм и не примкнув ни к одному подпольному течению. Из-за чего имя художника долгое время не было известно широкой публике.
Вторая часть проекта Музее нонконформизма называется «Странствия по древней земле» и уделяет особое внимание пейзажам Марлена Шпиндлера. Главными источниками вдохновения для художника были воспоминания о Средней Азии — детство Шпиндлера прошло в Самарканде и Ташкенте — и русская глубинка. В мотивах работ мастера одновременно прослеживается связь с русской традицией XIX века и черты абстрактного экспрессионизма.
Многие пейзажи Марлен писал во время поездок к памятникам древнерусской культуры. Особо важными для художника были поездки в Ферапонтово к фрескам Дионисия. Вдохновленный мастерством великих иконописцев Марлен Шпиндлер, следуя их традициям, собирал камни для изготовления своих красок. Художник часто работал темперными красками собственного изготовления, а вместо холста использовал мешковину.
Вдали Москвы художник находил единение и гармонию. Наслаждаясь деревенским спокойствием, Марлен Шпиндлер полностью погружался в работу: «Пейзаж, как человек, с ним можно разговаривать, влюбляться в него… Поцеловать нельзя».
Для мастера эти путешествия были самым большим счастьем, и до конца дней он стремился к тем местам, даже когда его здоровье было подорвано инсультом.
Надежда Брыкина, куратор выставки и близкий друг Марлена Шпиндлера, так вспоминает эти поездки:
«Путь лежит к Владимирским землям, художник снова увидит исхоженные когда-то тропинки и ставшие родными старинные города: Владимир, Суздаль, Ковров… Стараясь не обращать внимания на сложности перемещения, на пронизывающую боль в спине и онемевшую ногу, Марлен жадно вглядывался в мелькающие по сторонам поля, перелески, деревеньки… Вот они, его любимые ивы у воды, луга с коровами, березы — родная природа, русский дух, источник творческой энергии и самый веский аргумент в пользу того, что жизнь прекрасна».
Когда: 13 ноября 2024 — 9 февраля 2025
Где: Москва, Музей нонконформизма / Галерея Надежды Брыкиной