На протяжении нескольких лет Максат Шагырбай снимал красоты родного края для журнала National Geographic и стал своего рода амбассадором Казахстана. На его снимках — бесконечное пространство степи, где присутствие человека выдают лишь рисунки на скалах и каменные исполины. Метафизическую глубину этим работам придает контраст с репортажными съемками традиционных конных игр: безмолвные просторы здесь наполняются звуками — ржанием и топотом копыт.
Традиционные соревнования по кокпару, иной раз собирающие до нескольких тысяч участников, пробуждают генетическую память степи о племенах кочевников. Сейчас в конный футбол играют не тушей козла, а муляжом, джигиты облачены не в войлочные шлемы, а в трико и бейсболки, а победитель получает ценный приз — все как в большом спорте.
На снимках Максата Шагырбая разворачиваются батальные сцены, по накалу страстей не сопоставимые ни с одним хоккейным матчем. Старая пословица кочевников гласит: «Когда сильный напрягается, он становится сильнее. А слабый напыжится — спину сломает». Достаточно почувствовать себя сильным, сбросить оковы городского быта — и вот ты уже мчишься по степи в окружении верного спутника-коня, борзой тазы и сокола.
Согласно еще одной пословице кочевых народов, три бесконечности встречаются в степи: бесконечность самой степи, неба и души. Максат Шагырбай долго всматривался в травы и камни, чтобы в определенный момент обратиться к человеку, познать его душу и себя самого. Еще в эпоху неолита в просторах степи был заключен особый союз людей и животных. Фотограф рассказывает о потомственных беркутчи, искусных стрелках и силачах-батырах, восхищаясь не столько их спортивными достижениями, сколько чувством внутренней гармонии с окружающим миром.
Когда: 5 сентября 2024 — 12 января 2025 года
Где: Санкт-Петербург, Музей современного искусства Эрарта