Валерий Юрлов, 1980 г.
Первая часть выставочного проекта Музея нонконформизма — «Пробуждение» — посвящена эпохе формирования поколения художников-шестидесятников. Выросшие в культурной изоляции, не имевшие возможности изучать работы своих зарубежных коллег, они интуитивно создавали новый художественный язык.
В экспозицию, посвященную памяти недавно ушедшего куратора, критика и искусствоведа Леонида Бажанова, войдет более сотни работ выдающихся художников-шестидесятников — Марлена Шпиндлера, Игоря Вулоха, Юрия Злотникова, Владимира Андреенкова, Валерия Юрлова, Алексея Каменского, Владимира Яковлева и Анатолия Зверева — из частного собрания Надежды Брыкиной.
Марлен Шпиндлер. «Композиция», 1962 г.
Марлен Шпиндлер в 1950-е годы много работал в жанре портрета, но в то же время увлекался древнерусской живописью. На выставке покажут его «Портрет старика» (1956) и «Портрет Ольги» (1959) с плавными линиями и тонкими переходами цвета, характерными для русской иконописи.
В 1960 году Марлен Шпиндлер начал работать в Комбинате графических искусств, где активно занимался промышленным дизайном, разрабатывая товарные знаки. В экспозицию вошли оригинальные эскизы логотипов, цирковые плакаты и подготовительные этюды мастера, а также его первые абстрактные работы: «Ритуальный тотем» (1963) и «Заклинание» (1962).
Марлен Шпиндлер. «Ритуальный тотем», 1963 г.
Творчество Игоря Вулоха представлено абстрактными пейзажными композициями. Геометрия его работ, обогащенная цветом и фактурой, отражает внутреннее состояние природы, которое передается зрителю на эмоциональном уровне. К числу важных произведений этого периода относится и картина «Весна» (1964), участвующая в выставке.
Юрия Злотникова волнует взаимосвязь человеческой жизни и сложной системы мироздания. Его ранние работы «Похороны вождя» и «Москва. Перекресток» отражают исторические перемены быстротечной эпохи шестидесятников.
Юрий Злотников. «Композиция», 1950 г.
Для Владимира Андреенкова 1960-е годы были временем трансформации, перехода от натурного образа к поиску нового языка. В картине «Теплые гаммы» (1967) фигуры трансформируются в геометрические композиции. Эскизы к работе «Архангел Михаил» помогут заглянуть в «лабораторию» автора, чтобы лучше понять его творческий метод.
Во второй половине 1950-х Валерий Юрлов начинает формулировать теорию «пара форм», в этот же период появляются его цветные коллажи на бумаге. Результатом первых экспериментов мастера стали объекты из разных материалов: металла, дерева, железа, оргстекла. До середины 1960-х годов его произведения нередко формируются по двум схемам: «Пара форм» и «Троица». Один из первых объектов из серии «Троица» представлен в экспозиции наряду с другими ранними произведениями художника.
Валерий Юрлов. «Троица», 1959 г.
В конце 1950-х молодой Алексей Каменский познакомился с произведениями американского и французского абстрактного экспрессионизма. Они вызвали у него интерес к спонтанной манере письма и импровизации на холсте. Диапазон работ Каменского, представленных на выставке, — от натюрмортов в духе советского поп-арта до абстракций середины 1960-х годов («Натюрморт с селедкой», «Груши» 1969 года и картина «Горная речка», исполненная в 1962 году).
Алексей Каменский. «Композиция», 1960 г.
На выставке «Пробуждение» покажут и живопись Владимира Яковлева и Анатолия Зверева 1950–1960-х годов. Владимир Яковлев — художник с трагической судьбой, он рано потерял зрение и много лет провел в психиатрических больницах. Проблемы со зрением вынудили его отказаться от филигранных мазков в пользу свободного письма широкой кистью. В экспозицию вошла «Композиция» 1954 года, написанная в начале творческого пути художника.
Владимир Яковлев. «Натюрморт».
В работах Анатолия Зверева из буйства красок рождаются незабываемые образы. Каждая его картина — спонтанная импровизация. Этот творческий метод характерен и для ранних произведений Зверева, среди которых преобладают портреты. В проекте «Пробуждение» участвует «Портрет директора Дома культуры», созданный в 1959 году.
Когда: 2 марта — 17 августа 2025 года
Где: Москва, ул. Мясницкая д. 24/7 стр. 2
Анатолий Зверев. «Портрет», 1959 г.