Расширение научных горизонтов в середине 1950-х имело и архитектурное измерение: по инициативе Академии наук СССР ученые переезжали в новые просторные здания научно-исследовательских институтов и специально строившиеся для них академгородки, наполненные светом, воздухом и зеленью. Смещения фокуса внимания с индивидуального проектирования, сосредоточенного на решении эстетических задач, на вопросы массового и типового строительства, отразилось в архитектуре научных сооружений.
Выставка представляет более 250 работ из фондов Музея архитектуры, 22 музеев, архивов и коллекций наследников архитекторов. Среди экспонатов: живопись 1960-х — 1980-х годов, архитектурная и художественная графика, макеты, фотографии, технические изделия. На выставке впервые экспонируются архитектурные чертежи из технического архива ГИПРОНИИ — организации, занимавшейся проектированием научных зданий в 1950-е — 1990-е годы, проекты павильона «Планета» для Экспо-67 и эскиз мозаики «Человек и космос» из фонда Музея архитектуры, а также макеты здания Дома учёных в Новосибирском Академгородке и Московского института электронной техники в Зеленограде. Также впервые будут показаны проекты здания Президиума Академии наук на Ленинском проспекте, подаренные Музею одним из авторов.
Выставка состоит из пяти тематических разделов.
Первый раздел выставки раскрывает образ учёного-творца. Героями раздела стали и реальные специалисты, и собирательные образы, запечатленные Эмилией Глебовой, Всеволодом Тарасевичем, Александром Дубовиком и другими.
Второй раздел рассказывает об эпохе, в которой жил герой-учёный: первый искусственный спутник Земли, полет Юрия Гагарина, начало работы первой в мире атомной электростанции в Обнинске, спуск на воду первого в мире атомного ледокола «Ленин» — эти и другие важные научные открытия и достижения показаны на выставке через плакаты, фотографии и архитектурные проекты.
Третий раздел посвящён архитектуре научных институтов. В этих проектах свое отражение нашел сложный творческий поиск — необходимо было найти тонкий баланс между индивидуальным и типовым проектированием научных зданий. Особое внимание уделено комплексу научных зданий на Нахимовском проспекте, показанных через оригинальную графику, чертежи, фотографии и макеты. Яркий акцент раздела — модель скульптурной группы «Лента Мебиуса» для здания Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ), выполненная художниками Элеонорой Жареновой и Владимиром Васильцовым.
Четвертый раздел в центральном зале выставки освещает долгую историю рождения главного здания Академии наук — от первых проектов комплекса на Калужском шоссе до конкурсных предложений 1968 года и осуществлённого варианта. Проектирование начиналось с обращения к классическим прообразам и через искания раннего советского модернизма пришло к новой монументальности 1970-х годов.
Завершает экспозицию раздел, посвящённый архитектуре городов науки. Поселения, уединённо расположенные в зелёных массивах, рационально и комфортно организованные, должны были стать идеальной средой для работы и жизни учёных. Помимо зданий научных учреждений, здесь строились жильё, кинотеатры, клубы и другие объекты. История проектирования и строительства Новосибирского Академгородка, Научного центра биологических исследований Академии наук СССР в Пущино, Центра микроэлектроники в Зеленограде, а также Ногинского научного центра Академии наук СССР (Черноголовка) и центра в Протвино рассказана через макеты, уникальные исторические фотографии и архитектурную графику.
Когда: до 15 сентября 2024 годв
Где: Москва, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева