Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Портрет, 1925. Театральный музей им. А. А. Бахрушина. | Источник: архивы пресс-служб

Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Портрет, 1925. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Фото

архивы пресс-служб

Выставка «От утопии к театру», которая открывается 6 сентября 2024 года в Центре «Зотов», посвящена «конструктивистскому» периоду творчества одного из главных реформаторов театральной сцены XX века Всеволода Мейерхольда. Она расскажет о пяти его спектаклях, поставленных с 1922 по 1924 год: «Великодушный рогоносец», «Смерть Тарелкина», «Земля дыбом», «Д. Е.» и «Лес», который был в репертуаре Театра им. Мейерхольда вплоть до его закрытия в 1938 году. Эти постановки ярче всего отражают принципы нового подхода к игре актера, использованию декораций и взаимодействию со зрителем.

Третий акт, сцена «Парни ловят Волопаса». 2-я редакция спектакля. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина. | Источник: архивы пресс-служб

Третий акт, сцена «Парни ловят Волопаса». 2-я редакция спектакля. Государственный театр имени Вс. Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Фото

архивы пресс-служб

14-й эпизод спектакля «Невеста без приданого». Петр — И. И. Коваль-Самборский, Аксюша — З. Н. Райх. Театр имени Всеволода Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина. | Источник: архивы пресс-служб

14-й эпизод спектакля «Невеста без приданого». Петр — И. И. Коваль-Самборский, Аксюша — З. Н. Райх. Театр имени Всеволода Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Фото

архивы пресс-служб

Всеволод Мейерхольд никогда не переставал экспериментировать, находился в постоянном поиске актуального театрального языка. Он видел свою творческую революционную задачу в том, чтобы «раздеть» театр и избавить его от украшательств прошлого, бутафории и декоративности, и сконцентрировать внимание зрителя на игре актера. Увлекшись главной идеей времени, режиссер разработал не только теоретическое, но и практическое основание конструктивизма в своем театре. Он придумал комплекс техник, в том числе биомеханику, которые, с одной стороны, стали продолжением его исканий в театре, а с другой, — вышли за пределы сцены и стали частью жизни и быта нового человека.

Биомеханика. Упражнение «Удар кинжалом». Выполняют Р. М. Генина и Л. Н. Свердлин. Театральный музей им. А. А. Бахрушина. | Источник: архивы пресс-служб

Биомеханика. Упражнение «Удар кинжалом». Выполняют Р. М. Генина и Л. Н. Свердлин. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Фото

архивы пресс-служб

Я. М. Толчан. Сцена из спектакля «Смерть Тарелкина». Дети Брандахлыстовой — Е. Б. Бенгис и В. В. Люце. 24 ноября 1922 года. Театральный музей им. А. А. Бахрушина. | Источник: архивы пресс-служб

Я. М. Толчан. Сцена из спектакля «Смерть Тарелкина». Дети Брандахлыстовой — Е. Б. Бенгис и В. В. Люце. 24 ноября 1922 года. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Фото

архивы пресс-служб

В этот период Мейерхольд начинает работать с новаторами русского авангарда — художницами Любовью Поповой и Варварой Степановой. Вместе с ними он придумывает трансформирующуюся мебель, прозодежду, «оголяет» сцену, впервые показывая зрителям кирпичный задник и кулисы, а затем и вовсе выходит за пределы театра, используя «внесценные» декорации, которые легко перемещались по городу, что позволяло играть спектакли в скверах и парках по всей Москве.

Л. Попова. Монтаж плаката к спектаклю «Земля дыбом», 1921. Театр имени Вс. Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина. | Источник: архивы пресс-служб

Л. Попова. Монтаж плаката к спектаклю «Земля дыбом», 1921. Театр имени Вс. Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Фото

архивы пресс-служб

Экспозиция выставки представляет собой два круга: внешний и внутренний. Внешний будет посвящен самим спектаклям, а внутренний — биомеханике, технике воспитания актера, которую Мейерхольд впервые вводит в практику в работе со своими студентами.

На выставке будут представлены реконструкции и эскизы костюмов, живопись,, графика, фотографии сцен, спектаклей и конструкций, рисунки-чертежи, негативы рукотворных титров и афиши. Важной частью выставки станет «архив» — место с документами, рассказывающими о том, как театр, в отсутствие доступного кинооборудования, сохранял и записывал спектакли, а также, как на ход представлений могло влиять мнение и впечатление зрителей.

А. А. Темерин. Титр для проецирования на экран. «Владыкой мира станет труд». Театр имени Вс. Мейерхольда.

А. А. Темерин. Титр для проецирования на экран. «Владыкой мира станет труд». Театр имени Вс. Мейерхольда.

Среди реконструкций, созданных центром специально к выставке, — реквизит к спектаклю «Великодушный рогоносец», макет декорации к спектаклю «Земля дыбом» и основной элемент декорации — «дороги» — к спектаклю «Лес».

Макет конструктивной установки к спектаклю «Великодушный рогоносец». ГВТМ Вольная мастерская В. Э. Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина. | Источник: архивы пресс-служб

Макет конструктивной установки к спектаклю «Великодушный рогоносец». ГВТМ Вольная мастерская В. Э. Мейерхольда. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Фото

архивы пресс-служб

Всего в экспозиции собрано 270 экспонатов. Помимо работ из Театрального музея имени А. А. Бахрушина, среди которых эскизы Любови Поповой к оформлению спектакля «Великодушный рогоносец», оригиналы кукол в Прозодежде Любови Поповой, эскизы костюмов Варвары Степановой к спектаклю «Смерть Тарелкина», на выставке представлены работы из Третьяковской галереи, Российского государственного архива литературы и искусства, Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Мультимедиа Арт Музея, Музея МХАТ, Музея «Гараж», Дома культуры «ГЭС-2», Музея кино, Краснодарского краевого художественного музея имени Коваленко, Собрания И. и Т. Манашеровых.

Л. Попова, И. Мальцин. Конструкция для гастрольной поездки, 1930. Задний станок с колесами. Театральный музей им. А. А. Бахрушина. | Источник: архивы пресс-служб

Л. Попова, И. Мальцин. Конструкция для гастрольной поездки, 1930. Задний станок с колесами. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Фото

архивы пресс-служб

В рамках параллельной программы к выставке будет работать лекторий от театроведа Анастасии Паукер, которая расскажет о театральном языке режиссера и его актуальности. Также посетителей ждет лекция-концерт музыковеда, композитора, кандидата искусствоведения Федора Софронова, а также семейные театральные мастер-классы.

Программа будет насыщена театральными событиями — в «Зотове» состоится третья читка в рамках проекта «Неснятые сценарии» в постановке Саввы Савельева, пластический интенсив и повтор семейного спектакля Александра Горчилина «Никак не называется, или Бим в поисках Бо».

Повар — Э. П. Гарин. Театр имени Вс. Мейерхольда. «Земля дыбом». Театральный музей им. А. А. Бахрушина. | Источник: архивы пресс-служб

Повар — Э. П. Гарин. Театр имени Вс. Мейерхольда. «Земля дыбом». Театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Фото

архивы пресс-служб

Куратор выставки: Анна Ильдатова, театровед, куратор театральной программы фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2».

Научный консультант выставки: Вадим Щербаков, кандидат искусствоведения, заведующий сектором изучения и публикации наследия В. Э. Мейерхольда Государственного института искусствоведения, главный редактор журнала «Вопросы театра. Proscaenium».

Когда: 6 сентября 2024 года — 19 января 2025 года

Где: Москва, Центр «Зотов», ул. Ходынская, 2, стр. 1

Темерин А.А. О. В. Полянская и В. А. Каплан, танец. Театр имени Вс. Мейерхольда. 'Д.Е.' («Даешь Европу», 1924. Театральный музей им. А. А. Бахрушина. | Источник: архивы пресс-служб

Темерин А.А. О. В. Полянская и В. А. Каплан, танец. Театр имени Вс. Мейерхольда. 'Д.Е.' («Даешь Европу», 1924. Театральный музей им. А. А. Бахрушина.

Фото

архивы пресс-служб