Выставка к 110-летию архитектора Алексея Хамцова в МУАРе

Макет Псковского кремля. Проект реставрации стен и башен и благоустройства территории, 1956. В.П. Аносов (руководитель бригады), А.И. Хамцов (научный консультант). Гипс, дерево, металл, пластмасса, столярная работа, папье-маше, лепка, формовка, окрашивание.

Фото

Архивы пресс-служб

Выставка состоит из нескольких разделов. Кураторам было важно выстроить экспозицию так, чтобы показать личность А.И. Хамцова (1914-1994) в разных ипостасях — как архитектора, реставратора и художника.

Среди работ А.И. Хамцова — цикл видов монастырей и крепостей, созданный в 1950–1980-е годы: среди них Соловецкий монастырь, Псково-Печерская лавра, Саввино‑Сторожевский монастырь, Нило-Столобенская пустынь, московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром и другие ансамбли.

Выставка к 110-летию архитектора Алексея Хамцова в МУАРе

А.И. Хамцов. Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская область. Панорамный вид. 1980. Бумага, картон, тушь, цветной карандаш.

Фото

Архивы пресс-служб

Выставка к 110-летию архитектора Алексея Хамцова в МУАРе

А.И. Хамцов. Донской монастырь в Москве. Панорамный вид, 1975. Бумага, картон, тушь, цветной карандаш.

Фото

Архивы пресс-служб

Другие разделы выставки посвящены реставрации кремля древнего Пскова, а также стен и башен Московского Кремля в конце 1940-х. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов Центральных научно‑реставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), но и великолепным рисовальщиком, мастерски обращавшимся как с пером и тушью, так и с фломастером.

Выставка к 110-летию архитектора Алексея Хамцова в МУАРе

А.И. Хамцов. Вид части Московского Кремля со стороны Васильевского спуска. Реконструкция на XVI в., 1972. Бумага, фломастер, карандаш.

Фото

Архивы пресс-служб

Выставка к 110-летию архитектора Алексея Хамцова в МУАРе

А.И. Хамцов. Костел Пресвятого Сердца Иисуса в Самаре, 1969. Бумага, фломастер, карандаш, цветной карандаш.

Фото

Архивы пресс-служб

Серия работ Алексея Ивановича Хамцова побудила кураторов выставки Наталью Шашкову и Аллу Семерзину представить величие ансамблей, красоту их архитектурно-ландшафтных комплексов глазами людей трех исторических эпох. Во-первых — «точка зрения» самого Хамцова; далее — парадные виды на гравюрах и литографиях XIX века; и, наконец, съемка с высоты птичьего полета, выполненная фотографом Музея архитектуры Сергеем Шандиным и другими мастерами.

Выставка к 110-летию архитектора Алексея Хамцова в МУАРе

Неизвестный автор. Вид Первоклассного Кирилло-Белозерского монастыря в память пятисотлетия основания его, 1897. Бумага, хромолитография.

Фото

Архивы пресс-служб

На выставке представлено более 100 подлинных работ в разных техниках, часть из которых экспонируются впервые: гравюры XVIII–XIX веков, работы А.И. Хамцова, а также современные фотографии Сергея Шандина.

Выставка к 110-летию архитектора Алексея Хамцова в МУАРе

Кирилло-Белозерский монастырь, Вологодская область.

Фото

Сергей Шандин