Выставка Ивана Чемакина «БШдкМ» в Санкт-Петербурге
Фото
архивы пресс-служб

«Мы привыкли в последние годы, что выставки могут закрываться по цензурным соображениям из-за острых религиозных или сексуальных сюжетов, но вандализм на выставках современного искусства стал редким явлением. Общество стало более продвинутым и толерантным. Но, к моему удивлению, уровень культурной ограниченности и скудости ума некоторых анти-любителей современного искусства оказался еще более низким, чем у средневековых инквизиторов. Повредить, уничтожить и своровать объекты машинерии одного из самых добрых художников, которого я знаю, все равно что прийти на детскую площадку и сломать качели и горку. Ну что ж? Будем двигаться дальше во имя Кандинского и Малевича. К тому же — это год Чемакина! Ему предстоят в этом году еще выставки, включая музейную», — говорит Сергей Лимонов, основатель Limonov Art Foundation.

Выставка Ивана Чемакина «БШдкМ» в Санкт-Петербурге
Фото
архивы пресс-служб

Фонд поддержки и развития современного российского искусства Limonov Art Foundation — организатор выставки художника Ивана Чемакина «БШдкМ». Вошедшие в нее работы придуманы специально для ДК Моряков, построенного в 1930-е годы, разрушенного в войну, восстановленного в 1959-м и заброшенного уже в наши дни.

Выставка Ивана Чемакина «БШдкМ» в Санкт-Петербурге
Фото
архивы пресс-служб
Выставка Ивана Чемакина «БШдкМ» в Санкт-Петербурге
Фото
архивы пресс-служб

Для Ивана Чемакина, который в своем творчестве конструирует эфемерную «анархитектуру» вещи с помощью почти магических в своей разваливающейся материальности артефактов, покинутый последними арендаторами ДК становится не просто органичной средой, но соавтором и другом. Художник слушает здание, акцентируя внимание на его голосе — скрежете петель, скрипе досок где-то под сценой, гуле ветра в огромных залах, шорохе крадущейся мыши. Он обращает любопытные взгляды зрителей на них самих. Крошечные светящиеся в полутьме огоньки всегда подглядывают за гостями то из одного, то из другого угла.

Выставка Ивана Чемакина «БШдкМ» в Санкт-Петербурге
Фото
архивы пресс-служб
Выставка Ивана Чемакина «БШдкМ» в Санкт-Петербурге
Фото
архивы пресс-служб
Выставка Ивана Чемакина «БШдкМ» в Санкт-Петербурге
Фото
архивы пресс-служб

Черпая символический и формальный материал из воспоминаний постсоветского прошлого, художник создает игровой маршрут, разделенный на этапы-уровни, которые должен преодолеть участник. Следуя за подсказками-знаками, оставленными автором, попадая в ловушки и серые зоны, мы путешествуем сквозь Машинный отдел, в котором детали машины корабля начинают самостоятельно двигаться, видоизменяться и даже устраивать дискотеку. Затем поднимаемся на уровень Быта, где рассматриваем крошечные осколки жизни, населявшей корабль. Проваливаемся в серую зону подсценья — пространства за экраном парадных репрезентаций, — где концертная бутафория оборачивается магическим ландшафтом. И наконец оказываемся в новом начале, перед заключительным открытым «входом-выходом».

Выставка Ивана Чемакина «БШдкМ» в Санкт-Петербурге
Фото
архивы пресс-служб

Художник транспонирует саму логику здания, заключающуюся в определенной парадной процессуальности: посетители должны были ощутить на себе всю мощь и величие единства советского «корабля», проходя через классицистический портик входа, огромные парадны галереи, по каменным лестницам с титаническими колоннами в гигантский концертный зал. Эта выставка — память о прошлом, которое многим дорого.

Выставка Ивана Чемакина «БШдкМ» в Санкт-Петербурге
Фото
архивы пресс-служб