Игорь Шелковский — выдающийся современный художник и скульптор, а с 1979 по 1986 год — издатель и редактор легендарного журнала о современном искусстве «А-Я». Еще во время учебы в художественном училище он увлекся беспредметным искусством, сблизившись с кругом художника Владимира Слепяна, куда входили ключевые фигуры послевоенного абстракционизма — Юрий Злотников и Борис Турецкий. В это же время молодой художник познакомился с самобытным живописцем Федором Семеновым-Амурским, который стал одним из его главных учителей.
Изобразительную систему Игоря Шелковского можно описать как мета-аванград. Она сложилась под влиянием двух внутренне связанных традиций. В его работах отражаются мотивы древнерусского искусства и деревянного зодчества — сложной резьбы наличников, геометрических и растительных орнаментов — и поиски аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания русского авангарда. Рельефы и скульптуры художника продолжают традиции авангардистов Казимира Малевича, Ивана Пуни, Владимира Татлина, Ивана Клюна.
Конец 1960-х — начало 1970-х годов — поворотный этап в биографии Игоря Шелковского. Во время поездки в Дом творчества для скульпторов в Переславле-Залесском он познакомился с Александром Косолаповым, Леонидом Соковым, Борисом Орловым и так же, как они, занялся скульптурой. В 1971 году как член Московского Союза художников Шелковский получил отдельную мастерскую на Сретенке. Она превратилась в центр притяжения молодых художников: Дмитрия Пригова, Бориса Орлова, Ростислава Лебедева и др.
Благодаря мастерской художник получил возможность работать с объемными формами, и с этого времени именно скульптура стала основным средством выражения. Впрочем, трехмерные композиции Игоря Шелковского сохраняют связь с его живописью. Он переводит в объем вполне традиционные картинные сюжеты и жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), но переосмысляет их в соответствии со своей художественно-философской оптикой.
Так, в рельефах из серии «Летние дни» классический пейзаж трансформируется в условную, обобщенную модель ландшафта, а «Облака», вдохновленные одноименным пейзажем Архипа Куинджи, становятся объемной и упорядоченной структурой.
В 1975 году произошла важная встреча Игоря Шелковского с коллекционером Георгием Костаки, который сразу же увидел в художнике продолжателя традиций русского авангарда и приобрел три скульптуры для своего собрания. Одна из них находится в коллекции Музея AZ и представлена на выставке.
Побывав в квартире Костаки, художник оказался в музее авангарда: от пола до потолка стены были увешаны шедеврами Казимира Малевича, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Владимира Татлина, Ольги Розановой и других. 1975–1976 годы — время плотного общения с Костаки, которое продолжалось до самой смерти коллекционера.
В 1976 году Игорь Шелковский оказался во Франции. Московскую мастерскую художника снесли, а в Париже ему предложили студию в городе Эланкур. Во второй половине 1970–х и в 1980-е годы Шелковский продолжал заниматься в основном скульптурой и много времени посвящал изданию журнала «А-Я», благодаря которому во время перестройки весь мир узнал о современном русском искусстве по ту сторону железного занавеса, а художники-нонконформисты осознали себя частью глобального сообщества.
Наиболее точное определение своим скульптурам дал сам Игорь Шелковский, назвав их «рисунками в воздухе». «Меня интересует не массив камня, гипса, бронзы, а скорее абрис, схема, прозрачность. Я как бы рисую в воздухе, взгляд видит линии, контур, и лишь воображение создает общее, то есть сам предмет». Художник подчеркивает, что любая его работа, даже самая абстрактная, «имеет точкой отправления какую-то реальность».
Сводя изображение конкретного объекта до геометрической фигуры или линии, художник обнажает его внутреннюю структуру и превращает в архетипический символ, эйдос. В интерпретации Игоря Шелковского деревья, цветы, животные, человеческие фигуры становятся пластическими формулами, составными элементами созданного им универсума.
Тема города — одна из сквозных в творчестве Игоря Шелковского. Энергия городского пространства материализуются то в жестких решетчатых силуэтах, похожих на чертежи или диаграммы, то в конструкциях, будто выращенных из фракталов.
Визуально они отсылают к архитектонам и планитам Малевича — моделям космических строений для людей будущего, которые Шелковский впервые увидел на выставке «Париж — Москва» в 1979 году. Предельно упорядоченные, пластически выверенные города Шелковского гармонизируют естественную и рукотворную природу.
Важнейшей частью выставки стала мастерская Игоря Шелковского, которую художник согласился переместить в залы музея. Это редкая возможность оказаться внутри пространства, обычно закрытого от посторонних. Мастерская Шелковского — тотальное произведение искусства, не прерывающееся в своем развитии.
Там нет ничего случайного, всему предназначено свое место согласно внутренней драматургии пространства, и даже большинство предметов обстановки придумано и сделано самим художником. Неслучаен и белый цвет, напоминающий одновременно о белокаменных храмах и о космосе Малевича.
Когда: до 15 декабря 2024 года
Где: Москва, Мультимедиа арт музей