Игорь Шелковский — выдающийся современный художник и скульптор, а с 1979 по 1986 год — издатель и редактор легендарного журнала о современном искусстве «А-Я». Еще во время учебы в художественном училище он увлекся беспредметным искусством, сблизившись с кругом художника Владимира Слепяна, куда входили ключевые фигуры послевоенного абстракционизма — Юрий Злотников и Борис Турецкий. В это же время молодой художник познакомился с самобытным живописцем Федором Семеновым-Амурским, который стал одним из его главных учителей.
Изобразительную систему Игоря Шелковского можно описать как мета-аванград. Она сложилась под влиянием двух внутренне связанных традиций. В его работах отражаются мотивы древнерусского искусства и деревянного зодчества — сложной резьбы наличников, геометрических и растительных орнаментов — и поиски аналитических основ формотворчества, находившихся в центре внимания русского авангарда. Рельефы и скульптуры художника продолжают традиции авангардистов Казимира Малевича, Ивана Пуни, Владимира Татлина, Ивана Клюна.
Конец 1960-х — начало 1970-х годов — поворотный этап в биографии Игоря Шелковского. Во время поездки в Дом творчества для скульпторов в Переславле-Залесском он познакомился с Александром Косолаповым, Леонидом Соковым, Борисом Орловым и так же, как они, занялся скульптурой. В 1971 году как член Московского Союза художников Шелковский получил отдельную мастерскую на Сретенке. Она превратилась в центр притяжения молодых художников: Дмитрия Пригова, Бориса Орлова, Ростислава Лебедева и др.
Благодаря мастерской художник получил возможность работать с объемными формами, и с этого времени именно скульптура стала основным средством выражения. Впрочем, трехмерные композиции Игоря Шелковского сохраняют связь с его живописью. Он переводит в объем вполне традиционные картинные сюжеты и жанры (пейзаж, портрет, натюрморт), но переосмысляет их в соответствии со своей художественно-философской оптикой.
Так, в рельефах из серии «Летние дни» классический пейзаж трансформируется в условную, обобщенную модель ландшафта, а «Облака», вдохновленные одноименным пейзажем Архипа Куинджи, становятся объемной и упорядоченной структурой.
Игорь Шелковский. Из серии «Летние дни», 1986. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Игорь Шелковский. «Облако №1», 2003. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
В 1975 году произошла важная встреча Игоря Шелковского с коллекционером Георгием Костаки, который сразу же увидел в художнике продолжателя традиций русского авангарда и приобрел три скульптуры для своего собрания. Одна из них находится в коллекции Музея AZ и представлена на выставке.
Побывав в квартире Костаки, художник оказался в музее авангарда: от пола до потолка стены были увешаны шедеврами Казимира Малевича, Александра Родченко, Эль Лисицкого, Владимира Татлина, Ольги Розановой и других. 1975–1976 годы — время плотного общения с Костаки, которое продолжалось до самой смерти коллекционера.
Игорь Шелковский. «Цветы в вазе», 2001. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Игорь Шелковский. Без названия. Музей AZ.
В 1976 году Игорь Шелковский оказался во Франции. Московскую мастерскую художника снесли, а в Париже ему предложили студию в городе Эланкур. Во второй половине 1970–х и в 1980-е годы Шелковский продолжал заниматься в основном скульптурой и много времени посвящал изданию журнала «А-Я», благодаря которому во время перестройки весь мир узнал о современном русском искусстве по ту сторону железного занавеса, а художники-нонконформисты осознали себя частью глобального сообщества.
Наиболее точное определение своим скульптурам дал сам Игорь Шелковский, назвав их «рисунками в воздухе». «Меня интересует не массив камня, гипса, бронзы, а скорее абрис, схема, прозрачность. Я как бы рисую в воздухе, взгляд видит линии, контур, и лишь воображение создает общее, то есть сам предмет». Художник подчеркивает, что любая его работа, даже самая абстрактная, «имеет точкой отправления какую-то реальность».
Игорь Шелковский. Рельеф «Профили», 1982. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Игорь Шелковский. «Рельеф», 2017. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Сводя изображение конкретного объекта до геометрической фигуры или линии, художник обнажает его внутреннюю структуру и превращает в архетипический символ, эйдос. В интерпретации Игоря Шелковского деревья, цветы, животные, человеческие фигуры становятся пластическими формулами, составными элементами созданного им универсума.
Игорь Шелковский. «Человек в треугольнике», 2004. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Игорь Шелковский. «Разноцветное дерево», 1999. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Тема города — одна из сквозных в творчестве Игоря Шелковского. Энергия городского пространства материализуются то в жестких решетчатых силуэтах, похожих на чертежи или диаграммы, то в конструкциях, будто выращенных из фракталов.
Визуально они отсылают к архитектонам и планитам Малевича — моделям космических строений для людей будущего, которые Шелковский впервые увидел на выставке «Париж — Москва» в 1979 году. Предельно упорядоченные, пластически выверенные города Шелковского гармонизируют естественную и рукотворную природу.
Игорь Шелковский. Рельеф «Город», 2008. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Игорь Шелковский. «Небесный город», 2018. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Игорь Шелковский. «Город», 2020. Предоставлено Alina Pinsky Gallery.
Важнейшей частью выставки стала мастерская Игоря Шелковского, которую художник согласился переместить в залы музея. Это редкая возможность оказаться внутри пространства, обычно закрытого от посторонних. Мастерская Шелковского — тотальное произведение искусства, не прерывающееся в своем развитии.
Там нет ничего случайного, всему предназначено свое место согласно внутренней драматургии пространства, и даже большинство предметов обстановки придумано и сделано самим художником. Неслучаен и белый цвет, напоминающий одновременно о белокаменных храмах и о космосе Малевича.
Когда: до 15 декабря 2024 года
Где: Москва, Мультимедиа арт музей
Фрагмент мастерской Игоря Шелковского, перенесенной в выставочное пространство.